296012, г. Армянск, м-н им. Генерала Васильева, 2   |   +7 (36567) 2-09-68

День в истории

Сегодня нет значимых событий
26.04.2024

Мы ВКонтакте

 

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

«Судьба Солдата»
В начале апреля 2017 года около города Армянск (Крым) в районе бывшего с.Щемиловка поисковой экспедицией Фонда Патриотического воспитания и военно-шефской деятельности «Вахта Памяти», а так же местными поисковиками были обнаружены останки неизвестного солдата. Личность установлена по медальону.
Им был Сираев Хуснутдин Мингазович родился в 1924 году в Кунашакском районе. Красноармеец 387-й стрелковой дивизии, он погиб 9 апреля 1944 года при освобождение нашего города и захороненного на Перекопской земле.image copy
Родственников южноуральца нашли ребята из поисковой группы с учителем Саринской средней школы Кунашакского района Флюрой Вагаповой. В Ново-Бурино одна из жительниц, услышав имя Хуснутдина Сираева, воскликнула: «Это же мой пропавший без вести дядя!».
Останки воина доставлены в Челябинск и перезахоронены в Кунашакском районе в с.Бурино Челябинской области со всеми причитающимися почестями.
На нашей земле имя Хуснутдина Сираева увековечено в Парке Победы у «Вечного огня».

75-летию Победы посвящается: Неизвестные страницы подвига: Перекопский (Турецкий вал)3 2 9
Ренат Харис – выдающийся татарский поэт и общественный деятель, известный далеко за пределами Татарстана. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005г.), премии Республики Татарстан имени Г. Тукая, премии «Золотой Дельвиг». Автор около 40 сборников стихов и поэм, многие из них переведены на русский и другие языки мира. Ренат Харис – секретарь Союза писателей России, член редколлегий журналов «Наш Современник», «Татарстан», «Историческая газета» (Москва). Заслуженный деятель исскуств Татарстана. Разбирая просторы интернета о войне нашел знакомую фамилию, маминого брата, который прошел через Великую Отечественную войну, но никогда не рассказывал о своих подвигах. А поистине геройский подвиг был совершен на нашей Перекопской земле.
…Шел сорок третий год, и в эту осень
Пришел приказ Верховного в окоп –
Фашистов срочно надо в море сбросить,
освободить от немцев Перекоп!
Из Наградного листа: Тов. Фаизов, как верный сын Родины, презирал смерть, выполнил боевое задание командиров дивизии и корпуса по обеспечению прорыва Турецкого вала и выходу на северную окраину г. Армянска, дающее право на основании телеграммы № 3057\ш на получение звания Героя Советского Союза. Представляю гвардии лейтенанта Фаизова Я.К. к награде – присвоению звания Героя Советского Союза. (Командир полка Гвардии подполковник Головащенко; начальник штаба Гвардии майор Примин). «…. Ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза» Командир 10-й Гвардейской Краснознаменной Кубанской казачьей кавалерийской дивизии Гвардии генерал-майор Миллеров. 7 ноября 1943г.».
По материалам поэзии Татарстана, директор Историко-краеведческого музея
Л.А Варшавская

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие лепили игрушки; третьи их обжигали; четвертые белили и разрисовывали.Дымковская игрушка
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка – это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
Традиционные образы дымковских игрушек:барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни.

 

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами, растительные орнаменты и витиеватая технология росписи позволяли создать поистине эффектное изделие. Богатые переливы оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.Хохлома
Хохлома и мотрПромысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области. Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами.

 

 

Гжель – русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, – это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».Гжель 2 копия
Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.
Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи.
Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте князя Ивана Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее. Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль.Гжель копия
Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:
• белый, используемый для костяного фарфора;
• цветная майолика;
• оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
• глухой кобальт.
Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большое распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

 

Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён.Ремесло резьбы по деревуРемесло резьбы по дереву 2 копия Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком. По письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени. Изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. При работе дерево приобретало вторую жизнь. Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства. Весомым доказательством стали, найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время, их укладе жизни как культурном, так и религиозном. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

 

История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Петриковская 1 копияПетриковская 2Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами возникла до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Эта художественная техника появилась в XIX столетии. Она восхищает причудливыми орнаментами, яркими цветами и плавностью линий, в которые невозможно не влюбиться. В художественной технике особое место занимает растительный орнамент: астры, розы, васильки, георгины, а также другие цветы, которые мастера придумывают во время работы. Рисунок может быть выполнен глиной, растительными красителями, масляными и акварельными красками, гуашью, с добавлением молока, спирта, желтка, самодельными (особенно из кошачьей шерсти) и фабричными кисточками, а также пальцами, пипетками, камышовыми палочками, на светлом, цветном или чёрном фоне, часто у каждого мастера собственный почерк, подход к стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи.
Рисунок, выполненный натуральными красками, держится около ста лет и не выгорает. Петриковскую роспись можно наносить на разные поверхности: дерево, фарфор, стекло, кожу, ткань.

 

Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия, очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.гончарное делогончарное дело2гончарное дело 3 копия
Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
История гончарного ремесла
История гончарного ремесла у каждого народа своя. Так в Китае оно зародилось еще за 2 тысячи лет до нашей эры и находилось на высоком уровне, о чем свидетельствует изобретение фарфора.
В Древней Греции оно стало настоящим искусством, что подтверждают знаменитые на весь мир чудесные греческие вазы, амфоры и другие изделия. Эти произведения из глины, на которые наносился рисунок, который покрывался затем черным лаком, считались признаком роскоши и богатства. Некоторые африканские племена в начале XX века еще изготавливали вручную глиняную посуду, набивали ее соломой и просто сушили на солнце.
Гончарное ремесло на Руси
Гончарное ремесло на Руси зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие.
Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий возросли. На протяжении веков из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.
Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство было почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Изделия современных гончаров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет.
В наше время гончарное дело продолжает быть актуальным. С течением времени, некоторые производства видоизменились и перешли на изготовление сувениров и игрушек. Многие виды этого ремесла стали своеобразным символом России, они известны и за её пределами. Это Филимоновская, Дымковская, Абашевская, Каргопольская глиняная игрушка.

В «Историко-краеведческом музее» города Армянска есть уголок посвященный великой императрице Екатерине II. Она считается одним из мудрейших правителей, и мировая историческая наука ставит её в один ряд с Елизаветой І Английской. Ее царствование — одно из замечательнейших в русской истории; и темные и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Настоящее имя Екатерины ІІ – Софья Федерика Августа, принцесса Анхальт-Цербская. Она происходила из бедного немецкого княжеского рода, имевшего владения в Северной Германии. Однако её род связывали брачные узы со многими дворами государей тогдашней Европы. В 16 лет она была выдана замуж за Петра, принца Голштынского, родственника русских царей. Со времени замужества жила в России, но по-русски как следует говорить не научилась, хотя владела несколькими языками. От природы одарена была великим умом, сильным характером; напротив, ее муж был человек слабый, дурно воспитанный. Суровая школа жизни и громадный природный ум помогли Екатерине II и самой выйти из весьма затруднительного положения, и вывести из него Россию. Казна была пуста; монополия давила торговлю и промышленность; крестьяне заводские и крепостные волновались слухами о свободе, то и дело возобновлявшимися; крестьяне с западной границы бежали в Польшу. Право на престол принадлежало ее сыну. Но она понимала, что сын сделался бы на престоле игрушкой партий. При таких обстоятельствах вступила Екатерина II на престол.
Вопрос о Крыме поднимался всегда в русле развития внешней политики России. Помимо избавления от набегов Крымского ханства, инспирировавшихся Османской империей, существовала необходимость выхода к Чёрному морю, к колыбели российского христианства – Крыму, к древней земле Тавриды. Ещё в начале царствования Екатерины ей был подан проект «О малой татарии», в котором описывался неизбежный процесс вхождения Крыма в состав России. После русско-турецкой войны 1768-1777 годов Крым стал независимым. В 1783 году весь Крым вошел в состав России.
Управление и обустройство земель Тавриды Екатерина передала Потёмкину, но сама четко следила за делами. На новых землях согласно её распоряжению запрещено было заводить крепостные порядки и выпущен специальный манифест, прощающий бежавших от помещиков в Крым крестьян.
Вершиной крымской, а вместе с ней и государственной политики Екатерины ІІ явилось её знаменитое путешествие («гуляние») в Крым в 1787 год. Она пожелала лично посетить его. Выезд государыни из Петербурга состоялся 6 января 1787 года.
Не доезжая до крепости Перекопа, Императрица была встречена местным предводителем дворянства премьер-майором Осман-агою с шестью дворянами, а также исправником и двумя заседателями Нижнего земского суда. При въезде в Перекоп царский поезд проехал под триумфальными воротами, на которых золотыми буквами было начертано: «Предпослала страх и привнесла мир». Тут же комендант поднес ключи от бывшей Орской крепости. Чрез некоторое время высокие гости осмотрели эту крепость. После обеда Екатерине II и ее спутникам показали 13 сортов перекопской самосадочной соли.
Пред дворцом государыне представились все местные военные и гражданские чины, в том числе директор Соляной экспедиции, знатнейшие беи и мурзы. Высокие гости с особым любопытством осматривали старинный канал, соединивший некогда Черное море с Азовским. По этому каналу (перекопу) и город получил свое название. Из Перекопа, после завтрака, императрицу сопровождал предводитель с дворянством до района Евпаторийского уезда, а оттуда местные дворяне – до Симферопольского уезда. Царскую карету конвоировали молодые мурзы в национальных костюмах, а остальные экипажи – отряд кавалерии. Впереди неслись гоффурьеры для приготовления обедов и ночлегов. В Армянске (Новом базаре) обратила на себя внимание древняя греческая церковь.
По всем дорогам, по которым императрица проезжала, ставили каменные, четырехугольные столбцы под названием «екатеринских миль». Екатеринские мили – это традиционное наименование дорожного строительства России 10-верстовых придорожных знаков, установленных по тракту Петербург-Севастополь и по дороге их Симферополя в Феодосию. Сохранились до наших дней 4 мили. Миля, возведенная в Бахчисарае, перед бывшим Ханским дворцом, стоит и сегодня.
Эта поездка наделала много шума по всей Европе. Иностранных послов, отправившихся вместе с Екатериной, пугали бездорожьем, разрухой, голодом, нападениями татар. Однако по пути попадались более или менее устроенные дороги и селения, голода и разрухи не было, а крымские татары встречали шествие российской самодержицы своим обычным строем конницы – полумесяцем и сопровождали царицу везде в качестве почётного эскорта. Во время подготовительных работ к приезду Екатерины II в Крым, по распоряжению Потемкина, половецкие скульптуры снимались со своих мест и расставлялись вдоль пути следования императрицы. На протяжении длительного времени эти каменные истуканы развозились по помещичьим усадьбам, городским паркам и скверам, где использовались как декоративные украшения. И уже к началу XX века в массе своей исчезают на перекопской земле. По всему полуострову шла работа. Цель – превращение Тавриды в образцовый район Российской империи (что в последствии и получилось). «Потёмкинские деревни» имели место, но сам «светлейший» уж больно старался, и сделал столько для обустройства края, что нельзя было не отметить достигнутых здесь успехов.
Екатерина ІІ увидела на землях Тавриды некое воплощение своего понимания просвещенного абсолютизма. «Здешние места прекраснейшие, которые я видела от роду», – восхищалась Екатерина, проезжая по горному Крыму. Не доезжая до Симферополя, царица искупалась в отличной бане и воскликнула: «Я вся чистенькая!» – положив название одному из сел.
Желая увековечить своё путешествие в Тавриду, она учредила медаль с изображением полуострова и своего портрета с девизом: «Путь на пользу».
Царское «гуляние» сказалось на дальнейшей судьбе края. Крыму был предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Таврическая губерния на протяжении всего своего существования в составе Российской империи имела особые права в области экономики, социальных отношений и многое другое. Даже герб губернии включил в себя двуглавого орла, что было единственным исключением в монополии царского дома на герб Российской империи.
На полуострове впервые в России стало широко использоваться фермерское хозяйство, расширилась свободная торговля. Особое положение Таврической губернии в экономической, социальной и политической жизни России – это тот прецедент, который в современном политическом контексте позволяет Крыму занять особое место в системе обновленного Союза.
В честь Екатерины ІІ в центре Симферополя был поставлен памятник, созданный на народные пожертвования.
Жизнь и деятельность Екатерины II, безусловно, связана с Крымом, в том числе и с Симферополем, где она была проездом 26 мая 1787 года.
Летом 1995 года в окрестностях города Армянск были найдены интереснейшие экспонаты – пуговицы от мундира солдат и от платья времен Екатерины II, которые еще раз подтверждают присутствие императрицы в Крыму. Специалисты подтвердили их неоспоримую ценность. Так же были найдены старые ржавые весы с царским клеймом восемнадцатого века, который солдаты носили за спиной. Данные экспонаты находятся в историко-краеведческом музее г. Армянска. 
Во время своего путешествия Екатерина II много писала, она вела дневник. На одной из страниц этого дневника была написано: «Жаль, что не в Крыму построен Петербург».

Директор историко-краеведческого музея Л.А. Варшавская

Уголок Посвященный Великой Императрице Екатерине ІІ 

20200605 09570420200605 09571320200605 09572120200605 09572720200605 09573420200605 095751

Молоко в истории: от первых упоминаний до начала XX векаs1200

Практически каждый день мы пьем молоко. Однако еще около 150-200 лет назад практически не существовало мощных заводов по переработке молока, а заглянув еще чуть-чуть дальше вглубь истории молочной отрасли, вы бы и вовсе не узнали ее. А начиналось все давным-давно в одной очень далекой стране…
Нижней планкой появления молока и продуктов его переработки является примерно 10 тысячелетие до нашей эры, когда появились первые свидетельства того, что люди стали использовать домашних животных не только в качестве тягловой силы и мяса. Об этом говорят находки специальных подойников, отстойников для приготовления творога и других уникальных приспособлений. Однозначно свидетельствуют об использовании молока домашних животных рисунки на стенах Египетских пирамид. В районе Вавилона на раскопках было обнаружено сооружение, построенное более шести тысячелетий назад, на одной из стен которого изображены мужчины, которые доят коров в высокие кувшины. Самые первые мифы в истории человечества были связаны с молоком и у каждого народа они свои.
Точное место появления молока, увы, неизвестно. Коровы и овцы были одомашнены на территории современного Ирана и Афганистана, приблизительно в 9 тысячелетии до нашей эры. Содержать дойных животных было для населения того времени втройне выгодным. В Турции и Африке находки, подтверждающие использование здесь молока известны уже за семь тысяч лет до рождения Христа. В шестом тысячелетии до н. э. молочный скот уже был известен на Европейском континенте, в Украине пять тысяч лет назад уже использовались различные молокопродукты, в Египте такие упоминания появились около 3000 лет назад.
Легенды народов мира пронизаны упоминаниями о божественной роли этого напитка. Например, древние римляне считали, что Юпитер был выкормлен молоком небожительницы - козы Амалфеи и потому в качестве жертвоприношения подносили воинственному богу именно молоко. Выкормленные молоком волчицы основатели Рима всю жизнь отдавали дань уважения молоку. Кстати, изобретение сыра приписывают как раз благодарным римлянам. "Потчевали" молочком и жителей Олимпа, покровительствовавших самым разным сферам человеческой деятельности. Древнегреческий врач Гиппократ, впервые сформулировал основы лечения молоком. Известен такой случай: в древней Греции в городе Абдерах заболел сын одного знатного человека. Не помогали ни целебные травы, ни снадобья. А Гиппократ назначил утром, днем и вечером в течение недели пить разбавленное ослиное молоко, а через неделю - молоко коровье. Таков был его рецепт. Излечивший юношу Гиппократ советовал пить молоко людям нервным, с больным желудком и другими заболеваниями.
Древние утверждали, что боги и цари древнего Шумера пили молоко, чтобы обрести бессмертие. А греки говорили, что Млечный путь был создан из капель грудного молока богини Геры, которые упали на небо, когда она кормила младенца Геракла.
Многие ведущие мыслители античности отметились своими цитатами о молоке. Авиценна использовал молоко, чтобы вылечить пациентов, которым уже не помогало ни одно лекарство, и говаривал, что самым лучшим является молоко животных, чей период развития близок к человеческому. А греческий врач Гиппократ известен изречением «В молоке - совершенство»!
Возле становища первобытного человека появились стада одомашненных коров, а в лесах и степях водились их дикие предки - могучие туры. В старых летописях сохранились рассказы об охоте на этих могучих животных. Если корова — это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык - олицетворение грубой и упрямой природной силы, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.
Наши предки верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи (бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной мгле. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу - воплощению земного блага, богатства.
Ярый тур - образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось с озерами, имеющими округлую форму и родниками. Быка славили в весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.
Время быка - середина весны. Цвета - рыжий, золотой, синий, красный
Пословицы и приметы:
— Хвать быка за рога - ан вилы в руках.
— Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
Считается, что прародителем некоторых современных домашних животных был тур. Легенды о туре все еще остаются популярным мотивом в фольклоре и отражены в названии такого известного белорусского города, как Туров. Со временем некоторые породы этого животного приспособили для получения молока. Поэтому тура можно считать родней нашей коровы. Уже 500 лет назад в северных частях России появились молочные буренки, а сам молочный промысел известен с IX века, о чем сохранились письменные свидетельства на берестяных грамотах. Длительное время внимание производителей было сосредоточено на двух основных продуктах переработки - масле и сыре.
Промышленное производство молока и молочных продуктов в России было освоено в 18 в. До этого времени молоко продавали только на рынках, а «контроль качества» был организован так сказать на глазок: привозимый товар проверяли городские стражники, которые опускали в молоко клинок сабли и по тому, как жидкость стекала с клинка, определяли жирность белого напитка. Первый молокозавод в России появился в 1807 году, благодаря дворянину Муравьеву Николаю Николаевичу. Вернувшись с военной службы, он посвятил всю свою жизнь развитию молочного хозяйства. Известные декабристы А. Беляев и братья Крюковы организовали в Сибири промышленное производство сливок, варенца и масла. Варенец относится к кисломолочным продуктам, который готовили еще в Древней Руси. По консистенции и цвету он похож на ряженку - более густой, кремового или желтоватого цвета. А по вкусу ближе к кефиру, имеет легкую кислинку. Домашний продукт может быть совсем густым, таким, что его едят ложкой. Магазинный более жидкий, пьется со стакана
Дальнейшее становление молочного промысла в России связано с именем Н. В. Верещагина, который основал в селе Едимоново Тверской губернии единственную на тот момент в России школу молочного хозяйства. Верещагин организовал снабжение многих крупных городов молокопродуктами. А вот население Москвы в 1893 г. организованно начал снабжать молоком купец Чичкин. Получив блестящее образование за границей, промышленник и меценат открыл не только первый завод в Москве, но и учредил единственную в своем роде молочную лабораторию. Молоко потекло в столицу и благодаря специальным вагонам-ледникам, придуманным гениями инженерной мысли того времени. Только за один день завод Чичкина перерабатывал 60 т молока и производил сливки, сметану и творог. Появление кефира в нашей стране произошло благодаря неутомимой энергии промышленника Бландова.
Такова краткая история молока и молочной отрасли в России до начала XX века. Перед Октябрьской революцией одними из основных продуктов в Российской Империи оставались: масло, сыр, сметана, кефир и кумыс. Доминирующим началом при их производстве все еще оставался ручной труд и кустарное производство.
Российский рынок молочной продукции является составной частью российской пищевой промышленности

Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, оснащены механизированными и автоматизированными линиями по розливу продукции в бутылки, пакеты и другие виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукции. Значительная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции.

В Крыму работает Джанкойский городской молочный завод, организован в 1928 году. Завод располагался по ул. Калинина. 10.Dzhankojskij molokozavod Novator
Для завода было выделено старое здание, в котором и действовал молочный завод до момента постройки нового.
В основном завод производил закупку молока у населения города и района, колхозов и совхозов, молочно-товарных фермах.
В состав Джанкойского гормолзавода входили Азовская, Нижнегорская, Красноперекопская и Первомайская райзаготконторы, 18 сепараторных пунктов,
расположенных на территории Джанкойского района и 6 сепараторных пунктов на территории Азовского района. В годы Великой Отечественной войны завод был полностью разграблен немецкими войсками и после освобождения г. Джанкоя с 1 июня 1944 года начал действовать, обеспечивать жителей города продукцией.
Со временем из состава Джанкойского гормолзавода были выделены райзаготконторы в самостоятельные предприятия, ликвидированы все сепараторные пункты.
Начиная с 1950 года на завод начало поступать новое оборудование, более мощное, завод реконструировался, наращивал мощности, расширялся.
Продукция завода отгружалась по городам Крыма - Севастополь, Ялту, Алушту.
В 1962 году в Северо-восточной части города началось строительство нового завода, которое было закончено в марте 1966 года по ул.Первомайской, 27.
30 марта новый молочный завод введен в эксплуатацию.
С тех пор началась новая история Джанкойского гормолзавода.
Оборудование завода постоянно модернизируется, увеличиваются производственные мощности, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, осваиваются новые виды продукции.
В тяжелые годы перестройки завод выстоял, пережил это трудное время и сейчас наращивает темпы и мощности, гордится своими тружениками, смело и с надеждой смотрит в будущее.

Сакский молокозавод
Завод был основан в 2000 году. Уже почти 20 лет он радует крымских покупателей своей продукцией. Сакский молокозавод был восстановлен в начале 2000 года на базе местного цеха «Крыммолока». Продукция стала частью ежедневного рациона сотен тысяч крымчан - ее знают и любят дети и взрослые во всех уголках Крыма.

Алуштинский молокозавод
Еще со времен Советского Союза молочную продукцию Алуштинского региона высоко ценили крымчане и гости полуострова за насыщенный, натуральный вкус. Такой репутации ЮБК обязан Алуштинскому молокозаводу, который непрерывно работает с 1945 года.
Завод выпускает следующие виды продукции: молоко, кефиры, питьевые йогурты, ряженку, простоквашу, творожные десерты, творог, сырки сладкие, плавленый сыр и сливочное масло.

Черноморский завод
Черноморский завод продтоваров - один из ведущих производителей молока, молочной продукции и сливочного масла в Крыму. Это предприятие с богатой и сложной историей. Завод был построен в 1952 году в поселке Черноморское и изначально специализировался на производстве сливочного масла. Сегодня Черноморский молокозавод специализируется на переработке молока и производстве молочной продукции: кефира, йогуртов, сметаны, творога, сливочного масла, и т. д.

Выдающийся русский ученый С. П. Боткин называл молоко "драгоценным средством" для лечения болезней сердца и почек. Целебные свойства молока высоко ценил и автор "русского способа" лечения кумысом больных туберкулезом Г. А. Захарьин. "Всеми и всегда, писал И. П. Павлов, - молоко считается самой легкой пищей и дается при слабых и больных желудках и при массе тяжелых общих заболеваний".
В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причем он первым использовал обезжиренное молоко, постепенно увеличивая дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нескольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен Боткиным.
Почти повсеместно молоко активно использовалось и в народной косметике. Так, в Древнем Риме ослиное молоко считалось самым подходящим средством против морщин. Помпея, вторая жена Нерона, принимала ванны из молока ослиц, и во время путешествий ее обычно сопровождало стадо из 500 этих животных. Авиценна утверждал, что молоко "сводит безобразные пятна на коже, а если его пить, очень улучшает цвет лица", особенно если пить с сахаром. Творожная сыворотка, будучи втертой в кожу, уничтожает веснушки. Но во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, "молоко - это и изумительная пища, приготовленная самой природой". Молоко довольно калорийно: в 100 г его более 60 килокалорий. Так что пол-литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной потребности организма в энергии. А литр (1 кг) цельного молока по калорийности заменяет 370 г говядины или около 700 г картофеля. Наши древние предки, конечно, не знали всех этих цифр, но достоинства молока ставили очень высоко.
В чем же питательная ценность молока? Исследования показали: в молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов - до 20 сбалансированных аминокислот и почти такое же количество жирных, сахар - лактозу, очень разнообразный ассортимент минеральных веществ, большую часть которых составляет кальций. Практически пол-литра молока удовлетворяет суточную потребность человека в кальции.
Молочный сахар - лактоза и молочные белки, основную массу которых составляет казеин, очень хорошо усваивается организмом человека. Молочный жир чрезвычайно тонко раздроблен в растворе сахара, солей и других веществ. Они настолько малы, что в каждой капле молока их насчитывается несколько миллионов! Эта большая раздробленность или, как говорят, тонкая дисперсность молочного жира способствует хорошему всасыванию и усвоению его.
Молоко богато витаминами. Ни один пищевой продукт не содержит столько разных и физиологических ценных пищевых веществ, чем молоко! Профессор К. Петровский пишет: «Молочные продукты резко повышают биологическую ценность любого пищевого рациона. И не только потому, что увеличивают общее количество поступающих в организм пищевых веществ. Существенно изменяется качество питания, лучшим становится соотношение аминокислот, белков, повышаются их усвоение и, что особенно важно, синтез. Есть у молока еще одно важнейшее свойство - его постоянная способность возбуждать пищеварительные железы и вызывать отделение пищеварительных соков, даже если не хочется есть».
О молоке писали знаменитые историки и ученые древности Геродот, Аристотель, Плиний. Древнегреческий врач Гиппократ, впервые сформулировал основы лечения молоком. Известен такой случай: в древней Греции в городе Абдерах заболел сын одного знатного человека. Не помогали ни целебные травы, ни снадобья. А Гиппократ назначил утром, днем и вечером в течение недели, разбавленное ослиное молоко, а через неделю - молоко коровье. Таков был его рецепт. Излечивший юношу Гиппократ советовал пить молоко людям нервным, с больным желудком и другими заболеваниями.
В средние века другой прославленный врач Абу-Али-Ибн-Сина (более известный под именем Авиценна) считал молоко наилучшей пищей для людей пожилого возраста или, как он писал, для людей «подвинутых в годах».
Стакан молока на нашем столе так же привычен, как хлеб и соль. Эти внешне очень несхожие продукты занимают одно из главенствую¬щих мест в питании человека. С древних времен человек стремился обес¬печить себя и свою семью хлебом, солью, молоком, а затем - «чем бог пошлет». В русских сказках и притчах часто присутствует известная мечта народа о «молочных реках» как символе благополучия и сытости.

20200601 11492920200601 11493320200601 11493920200601 11494920200601 115001

Интересные факты о молоке:

В древние времена, во многих цивилизациях молоко, ассоциировалось таким понятием как "пища для богов".

Цари древнего Вавилона употребляли молоко, чтобы быть сильными и бессмертными.

Юлий Цезарь предполагал, что представители кельтов и германских племен были по размерам большими потому, что они ели мясо и пили молоко.

Согласно одной из греческих легенд, Млечный путь был создан из капель молока, которое вытекало из груди Геры, жены Зевса, в то время как она кормила Геркулеса.

Вторая жена Нерона, Помпея, заставила выдоить 500 ослиц, чтобы наполнить свою ванну молоком для купания.

Для того чтобы молоко не скисало, в Древней Руси в молоко кидали лягушку. Современные исследования показывают, что кожа лягушки выделяют антибиотическую субстанцию, которая предотвращает распространение нежелательных бактерий в молоке.

Испанские миссионеры, которые направились завоевателями в Перу в 1553 году заметили, что местное население Куско употребляло молоко ламы.

Луи Пастер открыл пастеризацию пива на 20 лет раньше, прежде чем он это придумал для молока.

С Древних времен молоко добавляют в чай, и это означает достаток в семье.

Люди, которые пьют цельное молоко, менее склонны к ожирению, чем те, которые пьют обезжиренное молоко.

Ученые выяснили, Что примерно 11000 лет назад молоко было токсично для человека. Единственный путь, который, помогает снизить уровень лактозы - превращение молока в сыр.

Укус обычного клеща способен вызывать у некоторых людей анафилактическую аллергию на мясо и молочные продукты.

Корова начинает давать молоко только лишь после рождения теленка.
Крупнейшей страной-производителем молока по объему в мире является Индия.
На Руси молоко ценили, поэтому устраивали для коров настоящие праздники. Один из них был в Егорьев день - 24 апреля. Буренку мыли и кормили лучшим кормом, а дети угощали ее хлебом и солью. А вот 5 февраля животных старались оберегать от нечистой силы, поэтому запирали в хлеву. В этот день праздновали День Агафьи коровницы - покровительницы этих домашних животных.

Мифы и легенды о молоке

Легенды народов мира пронизаны упоминаниями о божественной роли этого напитка.

Мифы утверждают, что древнегреческие Музы, стройные, грациозные, вечно юные, питались исключительно молоком, водой и мёдом.

Древние римляне считали, что Юпитер был выкормлен молоком небожительницы - козы Амалфеи и потому в качестве жертвоприношения подносили воинственному богу именно молоко.

Наскальная живопись египтян изображает фараона, пьющего молоко из вымени Небесной коровы.

В древнем сборнике священных писаний Ведах записано, что коровье молоко - единственный, не имеющий аналогов во всей вселенной продукт, который позволяет быстро и максимально эффективно развить тонкие ткани головного мозга и, соответственно, интеллект.

Выкормленные молоком волчицы основатели Рима всю жизнь отдавали дань уважения молоку.

У многих народов коровы считались священными животными, таковыми они до сих пор являются в Индии.

В древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.

В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.

Пословицы и поговорки:

В корове молоко не прокиснет.
Коли пенится в подойнике молоко, то будет дождь.
Была бы корова, найдем и подойник.
Заварил кашу, так не жалей и молока!
Вот диво: черная коровка, белое молочко.
Корова на дворе - еда на столе.

«Убежало молоко» – Марина Бородицкая

Убежало молоко.
Убежало далеко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
Вдоль по улице
Пустилось,
Через площадь
Потекло,
Постового
Обошло,
Под скамейкой
Проскочило,
Трёх старушек
Подмочило,
Угостило
Двух котят,
Разогрелось —
И назад:
Вдоль по улице
Летело,
Вверх по лестнице
Пыхтело
И в кастрюлю
Заползло,
Отдуваясь
Тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
Закипело!

"Кто пасется на лугу?" – Юрий Черных
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Кони?
- Нет, не кони!

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Козы?
- Нет, не козы!

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Правильно - коровы.

Пейте, дети, молоко -
Будете здоровы!

К Международному Дню Защиты детей коллектив музея, для самых юных посетителей подготовил Викторину по сказкам. А так же яркую, красочную, увлекательную выставку по детским книгам «Угадай героев сказки».
Приглашаем вас принять участие в викторине, ответы просим вас направить на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..  1. Укажите ФИО. 2. Контактный телефон. Итоги подведем по возобнавлению работы музея.

20200529 11330520200529 11324020200529 11330920200529 11331520200529 11333720200529 113347

 

 

 

 

 


1.-Тили-Бом! Тили-Бом!
Загорелся кошкин дом! (продолжите сказку и назовите героев сказки которые пришли на помощь кошке).
2. – Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю! (из какой сказки эта песенка? сколько у козы было козлят?)
3. Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба. ( какое яйцо снесла курица?; что дед с бабой пытались сделать с яйцом?; почему яйцо разбилось?)
4.Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пола Муха на базар
И купила самовар! (кто приходил к Мухе-Цокотухе в гости?, чем Муха-Цокотуха угощала гостей?)
5.Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил средний брат – полетела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её… (как называется сказка? кто подхватил стрелу?)
6.Терем-теремок, кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (перечислите героев сказки?)
7. Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку и покатился по дорожке. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему… (кого встречал колобок на своем пути и какую песенку он им пел?)
8.Жили-были дед и баба, и была у них внучка Машенька. Собрались подружки в лес по ягоды, зовут с собой Машеньку. Пошла Машенька. Стали ягоды собирать. Машенька деревце за деревце, кустик за кустик и ушла далеко от подружек. Вдруг откуда ни возьмись – медведь. Медведь принес Машеньку домой и сказал:- Не плачь, не съем я тебя! Мне одному скучно, будешь у меня жить, меня кашей кормить. (как Машенька перехитрила медведя?)
9.Жили-были муж да жена. И всё бы хорошо, да вот беда: уж состарились они, а детей всё нет. Наступила зима, много снега выпало. Пошли они на улицу и слепили из снега девочку. Пошевелила девочка плечиками, ручками, ножками задвигала… Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам…(как закончилась эта сказка?)
10. Русская народная сказка: «Лиса и волк».
Пошел волк на реку, опустил…(чем ловил волк рыбу?) в прорубь, сидит и приговаривает…(какую песенку приговаривал волк, чтобы лучше ловилась рыбка?)

День химика – профессиональный праздник сотрудников химической отрасли. Среди них работники предприятий, исследовательских и контрольных лабораторий, научный персонал, инженеры, разработчики специализированного оборудования. Событие считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений, их родственники, друзья и близкие люди. Праздник отмечается бывшими сотрудниками данной сферы.
В России День химика отмечается в последнее воскресенье мая.

Суть праздника – выразить уважение и благодарность работникам химической отрасли, привлечь внимание к новым открытиям и проблемам этой сферы.

IMG 20200518 110809IMG 20200518 110802IMG 20200518 110757

 Зал Истории завода "ТИТАН"

IMG 20200518 105222IMG 20200518 105237IMG 20200518 105240IMG 20200518 105246IMG 20200518 105252Зал Истории завода "ТИТАН"

Макет выполнен по генеральному плану строительства завода, И.И Дуняшкиным.IMG 20200518 104002 1 copyIMG 20200518 103926IMG 20200518 103837IMG 20200518 103906IMG 20200518 103941IMG 20200518 103950

«Историко-краеведческий музей» города Армянска поздравляет работников химической промышленности города с профессиональным праздником! Мы выражаем огромную благодарность за Ваши старания, терпение и выдержку. Желаем Вам здоровья, любви и удовлетворения от своей профессии, всегда добиваться поставленных целей и преодолевать любые преграды.

Для наших посетителей мы подготовили мероприятие онлайн-экскурсию по Залу завода нашего музея 

Декретом Совнаркома 28 мая 1918 года была учреждена пограничная охрана РСФСР. Тогда же было создано главное управление погран. охраны, в которое, в полном составе перешли офицеры бывшего управления отдельного корпуса погран. стражи, охранявшие рубежи Российской империи. Правопреемником этих структур стала Федеральная пограничная служба России (ФПС РФ), созданная указом президента России 30 декабря 1993 года, которая до этой даты носила наименование – пограничные войска комитета государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик (ПВ КГБ СССР). С мая 2003 года ФПС России перешла в ведение ФСБ – пограничных войск России и называется «Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
Пограничной страже государства, гораздо больше: ещё 1030 лет назад князь Владимир призвал «встать на охрану рубежей Земли русской». В Российской Империи 125 лет назад Александр III создал Отдельный корпус пограничной стражи. 28 мая 1918-года Совнарком молодой Советской России принял декрет «Об учреждении пограничной охраны». Через 40 лет дата стала официальным праздником – Днём пограничника.

granica kryma ukrainoj

В 2014 году с возвращением Крыма в состав России возникла необходимость охраны и защиты новых границ Отечества.
Граница Крыма с Украиной – самая молодая в современной России. Северный Крым – уникальное место. Здесь находится два моря – Азовское и Черное, озеро Сиваш с большим количеством заливов и заливчиков, а также степная зона. Такое разнообразие местности делает необходимым применение новейших средств обнаружения, задержания и защиты от нападения. Граница Северного Крыма – это комплекс высокотехнологичного оборудования и средств защиты. Она надежно защищена от любых провокаций и прорыва диверсантов в мирное время. Поэтому крымчане и гости полуострова могут спать спокойно – Крымское погрануправление ФСБ предприняло все необходимые меры для пресечения провокаций со стороны Украины.
Если пограничное управление ФСБ России по Республике Крым самое молодое в стране, то погранзастава близ населенного пункта Рисовое – самая юная в составе этой структуры. Видимо поэтому, здесь применены самые новые, самые свежие наработки в системе охраны границы, в организации несения службы, в обеспечении условий для жизни пограничников. На заставе возведен комплекс необходимых сооружений – начиная от административных и заканчивая бытовыми, выстроены инженерные укрытия, в том числе защищающие личный состав при отражении нападения злоумышленников. По высшему классу защищено помещение дежурных по подразделению и операторов технических средств охраны государственной границы: вход сюда преграждает бронированная дверь. И это не случайно – отсюда обеспечивается контроль за всем, что происходит в радиусе как минимум 15 км от каждого пограннаряда. Специальными средствами наблюдения «прощупывается» как наземная, так и надводная обстановка – полуостров-то окружен водой, причем сразу двумя морями.
К слову, о морском участке границы. Для ее охраны устроена, пожалуй, самая «экзотичная» погранзастава, расположенная на берегу залива Сиваш. «Экзотики» пограничникам придает и использование при несении службы оригинальных технических средств – судов на воздушной подушке, плавающего вездехода-амфибии. Эта техника одинаково уверенно чувствует себя как на воде, так и на суше, преодолевает отмели и песчаные косы, развивает внушительную скорость в обеих средах.
В целом, перечень технических новинок, применяемых сегодня на заставах в зоне ответственности погрануправления в Крыму, внушителен. Здесь и камеры слежения, и сейсмические датчики, и наблюдательные вышки нового типа, и бронекапсулы, и скоростные катера, и квадроциклы, и многоосные вездеходы. Активно используется беспилотная авиация, беспилотники помогают не просто обнаруживать нарушителя, но и идентифицировать его, наводя на место происшествия поисковую группу. Еще одной оригинальной новинкой, также связанной с небом, можно считать использование мобильного привязного аэростатного комплекса видеонаблюдения. Изображение с его камеры в хорошем разрешении подается на монитор оператора, находящегося на земле, причем контроль можно обеспечить за территорией на добрых полтора десятка километров вокруг. Граница в Крыму обязана быть защищенной. 
О таком празднике, как День пограничника, известно каждому, и отмечают его тысячи россиян. И не только те, кто прошёл пограничными тропами. Эта дата священна для всех, кто дорожит миром, для кого такие понятия, как Долг, Честь и Родина священны. Не обошел стороной этот праздник и Армянск. Для приграничного городка эта дата особенная, ведь в Армянске теперь проживают пограничники и их семьи. В городском сквере строителей  установлен памятный знак: «Памятный знак в честь 100-летия учреждения пограничной охраны 1918-2018г.г..Отваге, мужеству и чести пограничников всех поколений посвящается».

IMG 20200526 WA0000IMG 20200526 WA0001 копия

 

 

 

 

 

 

На выставке представлен календарь с иллюстрациями пограничной службы; календарь, посвященный 75-летию Победы «Мы в памяти храним те годы свято», вымпел, который посвящен «Эстафете Победы вдоль государственных границ государств – участников СНГ» в центре которого изображена карта Крыма, в сверху– орден Отечественной войны 1941-1945г.г.; вымпел с девизом: «Честь и Родина превыше всего»; журнал «Вестник границы России» в котором опубликована статья Д.Шведова «Хранители севера», в ней говорится о службе на КПП в г.Джанкое и г.Армянск; диск-дивиди: «Служба в г.Джанкое»; блокнот для записи на титульном листе которого написано «Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым»; сувенирная тарелка и пакеты с пограничной символикой; книга Ф.Ф.Тютчева «Пограничник Российской империи».

20200526 103820 копия20200526 103820 копия20200526 103803 копия

Все эти экспонаты подарены музею пограничным управлением ФСБ России по Республике Крым.

Контактная информация

АДРЕС: 296012, Российская Федерация, Республика Крым, г. Армянск, м-н им.Генерала Васильева, 2

ТЕЛЕФОН: +7 (36567) 2-09-68

График работы музея

Понедельник-пятница / 08:00 - 17:00
Суббота / по заявкам
Воскресенье / выходной

Вход бесплатный