Проект «Очевидцы начала войны», воспоминания жительницы Армянска
Усеиновой Софие 1925 г.р.
Каким был Армянск до войны? Что я помню, я вам расскажу. Сейчас говорят «цыганщина» – где недостроенный Дворец культуры. А тогда «цыганщина» была где ул.Каховская. Там жили мусульманские, татарские цыгане. А русские кочевали, приезжали на кибитках. Они разбивали табор в сторону Турецкого вала, жили полтора месяца. Татарские, местные цыгане, держали пост Ураза и хоронили своих по-нашему. Где сейчас подстанция у с. Суворово, было (и сейчас осталось) старинное кладбище. Когда в 90-е гг. давали людям участки, там лежали кости. А на Школьной, где сейчас Свято Георгиевский храм, было старое православное кладбище. Там теперь строятся (за ул.Симферопольской,11), дорожки протоптаны, ходят по могилам, а было как в музее, мы детьми ходили, рассматривали красивые памятники, цветы. Никто ничего не трогал, не ломали. На православном кладбище была красивая церковь, ее снесли в 1938г., остался фундамент, построили автостанцию на один зал. 2-3 автобуса в неделю ходили в Евпаторию.
У татар отмечали в мае праздник Гепреч, чтобы был хороший урожай, перед севом. Это было массовое гуляние – игры, борьба парней, делали качели. Все наряжались. Молодые жены плели много косичек, фески обшивали золотом, монетами, волосы и ладони красили хной. Было угощение – вареные яйца, баранина, калахай – пышные коржики. В степи стелили дорожку, выбирали трех девушек, давали им калахай. Они кланялись на все стороны и катили сзади себя. Все смотрели, как калахай упал, а аксакал определял, будет хороший урожай или нет.
От «Аризоны» до мечети тянулся большой базар, а дальше было с. Суворово (Чулга). Жили там почти одни русские. Мы с ведрами и коромыслами ходили по воду. За мечетью (сегодняшней) были мельницы ветряные. На скотном базаре продавали верблюдов, ишаков, разный скот и лошадей, которых было тогда много. Посреди скотного базара стоял колодец большой. Улицы здесь были Малая и Большая Морская, Перекопская.
За железной дорогой был колхоз им. Буденного. Мой двоюродный брат там работал. В с. Суворово была артель им.8 Марта по производству изделий из камки. Мой муж там работал, когда поженились.
Из Чаплинки, Вадима, Волошино (Кула), с Украины все ездили в Армянск на базары. Татары (таты) с южного берега выращивали и везли фрукты, виноград. Меняли ведро пшеницы на ведро яблок, груш или винограда.
Пятихатка и Филатовка так и назывались, Кураевка тоже, где сейчас пост «Ласточкино гнездо», называлась Буй-Казак и Кара-Джанай.
У моего отца была кофейня на базаре, там где сейчас «Аризона». Отец – Усеин Измайлов, родился в 1892г. в Армянском базаре, в 1942г. немцы расстреляли в Керчи.
С Украины приезжали на мажарах, запряженных волами, за солью. А сюда привозили огромные, упругие караваи, фрукты. Наш дом был тоже по сторону базаров, на Б.Морской, а рядом дом моей тетки по матери. Они заводили во двор брички, отца любили, радовались встрече, называли дядя Семен. Целую неделю украинцы гуляли, играли на балалайке. Мы, дети, танцевали, и они давали нам копейки. Прогуляют, а когда ехать надо, и денег нет. «Дядя Семен, накормите нас на дорогу, мы приедем, отдадим тебе!». Отец готовил в кофейне и шашлыки и борщ – для всех народов. Накормит их и на дорогу даст еще и чебуреков.
Раскулачивание отца.
В 30-е гг. было раскулачивание. Отец был тоже объявлен кулаком. У него забрали кофейню, дом, где мы жили. Дом опечатали, заперли на огромный замок. Мы загрузили бричку какими-то вещами. Мама сшила нам плюшевые пальтишки. Когда нас выселяли, было 3 красноармейца в «буденовках». Один подошел, снял с нас пальтишки голубые и забросил на самый верх вещей. Я заплакала, а сестра испугалась, меня за руки дергает. Отец убежал и скрылся, чтобы не арестовали. Его сестра, тетя Зарефи, была активистка, работала у председателя Зосименко. Она взяла нас к себе. Моя сестра была 20г.рождения, после возвращения из Узбекистана жила в Суворово.
Голод в Армянске.
Это было в 1932-33 гг. В начале 1933г. отец вернулся из бегов, из Баку. У тетиного двора разводил большой костер, ставил большой казан и варил аталу (похлебка из муки, добавлял туда, когда уже появилась зелень, крапиву, конский щавель). Люди приходили и он всем наливал по черпаку. Кто-то донес на него и он снова убежал в Баку. Тетя подолгу ходила по дворам, где просила поесть, где меняла вещи на еду. Когда она приносила горсть кунжута и делила нам с сестрой, было очень вкусно. Её муж, дядя Мустафа, был бывший мулла. У него была лошадь и линейка, он возил людей на вокзал – 2 раза в неделю ходили поезда до Джанкоя: маленький паровоз и 3-4 вагона.
Во время голода они с дядей Яшей с Цыганщины ездили по улицам и подбирали умерших. Где старый кинотеатр по Школьной, там была мечеть. Мертвых везли в мечеть или в церковь, хоронили на старых кладбищах. Местные меньше умирали, друг друга поддерживали, умирали те, кто приходил с Украины. Многие похоронены на старом кладбище.
Были магазинчики «Торгсин», работали там евреи, скупали золото, редкие вещи. У мамы была шкатулочка – подарок отца, массивные серьги. За все дали 1 кг муки. Был серебряный позолоченный кушак с дорогой пряжкой – застегивалась на кинжальчик и цепочки висят. Сдали за крупу. Мама уехала к сестре в Ботаническое, чтобы там прокормиться. Мы жили с тетей. Кое-как пережили.
Перед войной.
В 1934г. отец вернулся, голод уже кончился. Он устроился в Красноперекопск на бромный завод шеф-поваром в заводскую столовую. В 1938г. он завербовался в Керчь на металлургический завод им. Войкова, в 13-ю рабочую столовую поваром, и мы переехали. Моя сестра в 1936г. закончила Севастопольское училище и вернулась к тете в Армянск, та ее выдала замуж за своего приемного сына, и они жили в с.Найманчук (за Воронцовкой).
По страницам архива Историко-краеведческого музея Л. Варшавская.
Перекоп и Армянский Базар в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.
9 сентября Россия вспоминает своих воинов, погибших во время Восточной войны 1853-1856 гг., известной больше как Крымская, поскольку главные ее события со второй половины 1854 года развернулась на полуострове, у стен Севастополя, во время обороны города Героя. В Крымской войне нашей стране пришлось противостоять коалиции иностранных государств. Союзники Турции – Англия и Франция, ввели свои эскадры в Черное море. Их корабли курсировали вдоль побережья Черного моря наводя на жителей полуострова панику и ужас. Несмотря на общие итоги войны, русские воины проявляли чудеса мужества, совершали подвиги, поражавшие иностранных военных.
Мирная жизнь, установившаяся в Крыму, была нарушена. В целях безопасности людей эвакуировали из присутственных мест в город Перекоп.
Перекоп – самая северная точка Крымского полуострова, был важной тыловой базой русской Армии. Здесь располагались склады продовольствия, обмундирования и топлива. Хранились дрова, полушубки, заплечные вещи гренадерского корпуса. С самого начала военных действий в Крыму и до последних дней, жителям Перекопского уезда, как и самого города с предместьем, приходилось нести на себе тяжелое бремя различного рода повинностей. Усердная служба Отечеству вызвала много разнообразных жертв со стороны всех сословий губернии, самая же значительная и трудная часть их пала естественно на долю крестьянского сословия. Через Перекоп с материка на полуостров лавина за лавиной шли русские войска.
Неоценимое значение в этот период имели Перекопские лазареты, размещавшиеся в многочисленных казенных и частных домах города и его предместья. Огромную помощь раненым оказывали первые в мире сестры милосердия. Все сестры милосердия по прибытии в Крым поступали в распоряжение выдающегося русского хирурга Н.И Пирогова. Великий хирург Николай Иванович Пирогов внес неоценимую заслугу в Крымской войне, он лично оказал помощь 20-ти тысячам раненых, сделал 5 тысяч операций по ампутации. В Крыму он пробыл 282 дня. В первой декаде ноября 1854 года Пирогов побывал на Перекопе в госпиталях, заполненных солдатами гренадерского корпуса, где проводил операции и большую лекционную работу среди медицинского персонала. В Армянском Базаре лазареты располагались в 14 домах. Под крыши своих домов город с предместьем принял 700 тысяч войск. В 1855 г. в Перекопе специально был построен госпиталь на 500, а затем на 800 человек. В январе госпитали были завалены больными из гренадерского корпуса. Многие умирали от морозов. В 1855 году было дано распоряжение почистить колодцы по пути передвижения русских войск и в Армянском Базаре было приведено в порядок 30 колодцев. А также была проложена перекопцами первая Крымская телеграфная линии Николаев – Симферополь (через Перекоп). По окончанию войны с 25 марта 1856 года через Армянский Базар и Перекоп начался вывод русских войск, участвовавших в обороне Севастополя. Тогда был большой спрос на лошадей. Ведь через Перекоп проходила главная дорога в Крым. О событиях Крымской войны напоминает кладбище русских воинов – защитников легендарного Севастополя, скончавшихся от ран в лазаретах Перекопа и Армянского Базара. Площадь кладбища 0,25 га. В 1854 году здесь сохранились 3 насыпи. Точное количество захороненных у Перекопа не установлено. Оно расположено к северу от нынешнего села Перекоп. По распоряжению Александра 2 были вознаграждены люди понесшие убытки во время войны. Каждый житель получил компенсацию наличными деньгами за каждую потерянную голову во время войны скота. В 1881 году у могил русских воинов состоялось открытие памятника. Построен он был стараниями и на деньги Перекопского купца Н.А Оберова. На памятнике были укреплены 2 мемориальные доски. По старым сведениям он стоял в центре кладбища и был разрушен в октябре 1941 году фашистами. В 1954 году установлен новый памятник, сохранившейся до настоящего времени. Здесь мемориальная доска с текстом: «1854-1954гг. в память 100-летия Крымской войны доблестным защитникам г.Севастополя» Для установления памятника было произведено перезахоронение останков русских воинов из отдельных могил в общую братскую. Автор памятника – неизвестен. В 1998 году Русская община при содействии Русского Культурного Центра произвели ремонт памятника и установили мемориальную табличку с текстом: «Славным сынам Отечества, защитникам Севастополя в Крымской войне 1853 – 1856гг., скончавшимся от ран и болезней в Перекопских лазаретах. От благодарных потомков».
Годы Забвения сравняли с землёй тысячи могил, разрушили многие памятники, но к счастью, не стерли Память. Память о воинах различных национальностей, сражавших за Веру, и Отечество, Великую Россию, свершивших подвиг, который назван «Русским чудом».
Подвиги русских воинов и простых мирных людей в годы Крымской войны навсегда остались в народной памяти. Тогда, погибшие за Севастополь воины и представить себе не могли, что спустя полтора столетия даже в России найдутся те люди, кто будет отрицать принадлежность Крымского полуострова и легендарного Севастополя государству российскому. Такие даты, как День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов, призваны напоминать нам о тех жертвах, которые Россия заплатила за Крым, за Севастополь, за выход к Черному морю.
Сегодня представители Историко-краеведческого музея, Отдела культуры и межнациональных отношений, совета ветеранов войны, труда и военной службы, Русской общины г. Армянска возложили цветы на Братскую могилу воинов – участников Севастопольской обороны 1854-1855 гг., похороненных на Перекопской земле.
Что такое 3 сентября в России?
Это День солидарности в борьбе с терроризмом - памятная дата, установленная Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Преамбула к Закону была дополнена следующими словами: «…Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти».
Эта дата неразрывно связана с сентябрьской трагедией 2004 года в Беслане Республики Северная Осетия – Алания, когда день знаний стал днём траура и скорби.
Во время праздничной линейки, посвящённой 1 сентября, в школу № 1 города Беслана проникли боевики и захватили в заложники учителей, детей и их родственников. Трое суток 1126 человек были в плену у бандитов.
Теракт унес жизни 334 человек: 1 процент населения города.
Из них 186 детей. •
В 66 семьях погибло от 2 до 6 человек.
• Ранено более 500 человек,
• Тяжелые ранения получили 163 человека.
• 72 ребенка и 69 взрослых стали инвалидами.
• 17 детей остались без родителей.
События в Беслане – это общая трагедия не только для жителей России, но и всего мира, где терроризм наглядно продемонстрировал свою звериную жестокость.
Вспоминая невинные жертвы, мы едины в своем намерении всеми силами противостоять террору.
Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение.
Толерантность и взаимоуважение позволят предупредить разрастание экстремизма и терроризма, лишат преступников надежды на поддержку в обществе.
Мы должны уважать культурные и религиозные особенности всех тех народов, которые населяют нашу необъятную многонациональную страну.
В "Историко-краеведческом музее города Армянска" открылась выставка посвященная окончанию второй мировой войне.
3 сентября отмечается День воинской славы России – День окончания Второй мировой войны (1945 год).
Вторая мировая война продолжалась шесть лет - с 1 сентября 1939 года до 2 сентября 1945 года. Она охватывала территории на трех континентах: в Европе, Азии и Африке, а также четыре океанских театра - Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый. Война была развязана нацистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией совместно с другими участниками блока "оси" Берлин-Рим-Токио. Всего в нее было втянуто 61 государство с общей численностью населения в 1,7 млрд человек.
Выставка продлится в течении месяца, ждем всех жителей и гостей города на экскурсию.