296012, г. Армянск, м-н им. Генерала Васильева, 2   |   +7 (36567) 2-09-68

Муниципальное бюджетное учреждение «Историко-краеведческий музей» города Армянска Республики Крым совместно с жительницами г. Армянска и с. Суворово: Татьяной Куликовой и Вероньей Билык участвуют в знаковом конкурсе – Республиканском биеннале восточнославянской народной вышивки «Узор на полотне» им. В.С. Роик.
Организатором конкурса выступает Министерство культуры Республики Крым и ГБУРК «Крымский этнографический музей» г. Симферополь.
Выставка работает с 11 октября по 15 ноября 2024г.

IMG 20241005 160344IMG 20241005 160348IMG 20241005 160403IMG 20241005 160530IMG 20241005 160536IMG 20241005 160614

Всемирный день туризма. Выставка: Что берём с собой в поход?
Ежегодно 27 сентября, отмечается Всемирный день туризма. Известный нам сегодня праздник был учрежден в 1979 году, с целью привлечения внимания к туризму, как к мощному инструменту обмена культурным опытом, налаживания международных связей и направления, осуществляющего важный вклад в экономику.
Туризм на сегодняшний день – одно из самых популярных хобби. Многие люди ежедневно совершают заграничные поездки и кратковременные походы, отравляются на различные экскурсии или самостоятельно осматривают достопримечательности. Туризм – это увлекательные путешествия, незабываемая красота природы, яркие впечатления, удивительные открытия! В мире столько интересных мест, среди которых каждый может найти что-то полезное и интересное для себя.

IMG 20240926 130423 edit 1493452663321016IMG 20240926 130429 edit 1493558338200176IMG 20240926 130435 edit 1493608062581948IMG 20240926 130441IMG 20240926 130452 edit 1493620449568180IMG 20240926 130519IMG 20240926 130500 edit 1493640337656181 copyIMG 20240926 130533 copyIMG 20240926 130548 edit 1493707710084185
К Всемирному дню туризма сотрудники «Историко-краеведческого музея» города Армянска подготовили выставку «Что берём с собой в поход?». На выставке представлен туристический инвентарь, а именно: фонари, компасы, примусы, транзистор, палатки, рюкзаки, туристическая посуда, термосы, штормовые спички, карточки «Советы туристу» 1981 года, карты, путеводители. Побывав на выставке, каждый прослушает увлекательную экскурсию о путешествиях.

Юным крымчанам вручили первые паспорта в честь Дня Флага и Герба Республики Крым.
Торжественное вручение паспортов совместно с Движением Первых прошло в «Историко-краеведческом музее» города Армянска.
Этот день стал знаковым для участников, так как они получили не только документ, подтверждающий их гражданство, но и возможность стать активными гражданами своей страны.
Встреча прошла в теплой и дружеской атмосфере. Мероприятие собрало молодежь, родителей, учителей и представителей администрации. Председатель Армянского городского совета Игорь Иванович Нижник тепло поздравил молодых людей с важным событием в их жизни, подчеркнув, как важно быть активными участниками общественной жизни.
Глава территориальной городской комиссии г. Армянска Республики Крым Алла Петровна Глабец вручила ребятам памятные подарки.
Каждый из молодых граждан получил свой паспорт, который символизирует не только права и обязанности, но и открывает двери к новым возможностям. Участники смогли поделиться своими впечатлениями и планами на будущее.
Мы поддерживаем нашу молодежь и верим, что они станут движущей силой перемен в стране!
Поздравляем всех участников с этим знаменательным событием и желаем им успехов на пути к новым вершинам!

IMG 2582IMG 2585IMG 2589IMG 2593IMG 2599IMG 2601IMG 2605IMG 2610 copyIMG 2613 copyIMG 2616IMG 2619IMG 2620IMG 2628IMG 2631IMG 2633IMG 2636IMG 2639IMG 2644 copyIMG 20240924 140205 edit 1422732513987339 copyIMG 20240924 142845IMG 2647

История – это не только наука о событиях, их истоках и последствиях, но и рассказ о личностях, людях, оставивших свой след в памяти благодарных потомков.
Григорий Потёмкин – легендарная личность: князь, политический деятель, основатель Черноморского военного флота, генерал-фельдмаршал. Человек, фамилия которого на века связана с крымским полуостровом и, пожалуй, единственная, к которой с гордостью добавляют приставку «Таврический».

Г.А.Потемкин
13 (24) сентября 1739 г. родился Григорий Александрович Потёмкин. Будучи сыном офицера, Потёмкин получил хорошее домашнее образование, затем учился в гимназии при Московском университете, где проявил большие способности к наукам, но позже утратил интерес к обучению и был отчислен за отсутствие прилежания.
Находясь на воинской службе, в 1762 г. Григорий Александрович принял участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II, за что ему было пожаловано 10 тыс. рублей, 4 тыс. крепостных и чин поручика гвардии.
Отличившись в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Потёмкин получил чин генерала и был вызван в столицу, где быстро пошёл на повышение.
После сближения с Екатериной II он был назначен вице-президентом Военной коллегии, возведён в графское достоинство, назначен генерал-адъютантом и определён шефом иррегулярных войск. Личное расположение императрицы, высокое положение при дворе и в государственном аппарате сделали Потёмкина самым могущественным человеком в стране. Проявив себя талантливым администратором, он стал ближайшим помощником Екатерины II в проведении политики укрепления абсолютистского государства.
В 1774 г. Потёмкин возглавил карательную экспедицию против Емельяна Пугачёва, а в 1775 г. выступил инициатором ликвидации Запорожской Сечи как потенциального очага антиправительственных выступлений.
В 1776 г. Григорий Александрович был назначен губернатором Новороссии, Азова и Астрахани, и принялся энергично заселять эти территории, пригласив туда православных жителей Балкан. В 1783 г. Потёмкину удалось реализовать свой проект присоединения Крыма к России, за что он получил титул светлейшего князя Таврического. Потёмкин способствовал освоению Северного Причерноморья и строительству в этом крае Херсона, Николаева, Севастополя и Екатеринослава. Под его руководством на Чёрном море велась постройка военного и торгового флотов, сыгравших большую роль в войнах с Турцией.
Весной 1783 года было решено, что Потемкин будет лично руководить присоединением Крымского ханства к России. 8 апреля императрица подписала манифест "О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу", над которым она работала совместно с Потемкиным. Этот документ должен был храниться в тайне, пока присоединение ханства не станет свершившимся фактом.
28 июня 1783 года манифест Екатерины II был обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потемкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром (нынешний город Белогорск). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население.

27034882 70f2 5b82 a3bc 57d0f24588ae
В 1784 г. Потёмкин был назначен президентом Военной коллегии, что позволило ему осуществить ряд реформ в русской армии, в частности, ввести более удобное обмундирование.
Сразу же после присоединения Крыма было предпринято обстоятельное изучение экономических ресурсов и быта населения нового края. Появляются первые карты и чертежи полуострова: состояние дорог, крепостей, валов и других сооружений. Григорий Потёмкин привлёк к облагораживанию полуострова иностранных специалистов по садоводству, шелководству, лесному хозяйству и виноградарству. Он активно занимался реконструкцией старых городов: Симферополя, Феодосии, Евпатории и, конечно, Севастополя. В регионах начинают строиться школы, училища и гимназии. Поселения малых народов Крыма перестраиваются по европейской планировке. Укрепляется, строится и перерождается Севастополь, которому была отведена роль главной базы Черноморского военного флота – его визитной карточки.
Во время посещения императрицей Екатериной II Крыма, князь Потемкин организовал по прибытии в Перекоп – на границу с Крымом – встречу императорского кортежа многочисленным вооруженным отрядом богато одетых татарских всадников, которые приехали для сопровождения Екатерины на протяжении всего пути по Крыму.
Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Григорий Александрович командовал армией, руководил осадой и взятием Очакова. 28 апреля (9 мая) 1791 г. по случаю взятия полководцем А. В. Суворовым турецкой крепости Измаил Потёмкин устроил грандиозный праздник в Таврическом дворце в Санкт Петербурге. Через четыре месяца Григорий Александрович отправился в Яссы для проведения мирных переговоров с Турцией, но болезнь помешала ему окончить их. 5 (16) октября 1791 г. генерал-фельдмаршал Потёмкин скончался от лихорадки по пути из Ясс в Николаев.
До недавнего времени на территории Крыма не было ни одного памятника светлейшему князю Потемкину-Таврическому. Его скульптурное изображение составляло лишь один из элементов композиции в общем ансамбле монумента Екатерине II, который был открыт в Симферополе в 1890 году и разрушен в 1921 году.

scale 1200 copy copy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ко второй годовщине референдума о статусе Крыма у здания Симферопольской городской администрации был открыт бронзовый бюст Григория Потемкина. Восстановлен и монумент императрице в Симферополе в городском парке культуры и отдыха, на котором также запечатлен князь Потемкин.scale 1200 1

В честь 288-летия нашего города, в зале истории «Историко-краеведческого музея» организованы познавательные экскурсии для школьников.
Ребята знакомятся с историей возникновения города Армянск, с судьбами известных земляков, прославивших родной край. Познакомились с орудиями труда и предметами быта, народными традициями, а также ремёслами и промыслами, сохранившимися до наших дней. Больше всего школьникам запомнилась экспозиция «Перекопский вал рассказывает». В ней демонстрируются археологические находки, преимущественно керамика разных исторических периодов, глиняные курительные трубки XVI–XIX веков, фрагменты посуды из фарфора и стекла XVIII века. Экспозиция позволяет окунуться в глубину веков, познакомиться с историей Армянского Базара и Перекопа, соленых озер и Перекопского вала (Турецкого вала), узнать о том, как добывалась и куда вывозилась соль, как выглядел город и его жители в разные годы.
Одни из самых молодых городов Крыма – Армянск – частица солнечного полуострова, образно названного чилийским поэтом Пабло Нерудой орденом на груди планеты Земля. Креплением этого ордена к материку служит узкий Перекопский перешеек, который омывается с двух сторон водами двух морей: с востока – Азовским, посредством его лагуны носящей название Сиваш, с запада – Чёрным морем.
Единственным источником информации о возникновении Армянского Базара является «Предание о Старом Перекопе и основании Армянского Базара», записанное со слов старожилов Крымским краеведом Е.П. Шевелёвым. В предание сказано: что Армянск основали жители старого Перекопа.
За пять километров от Перекопского вала ещё в ХVII столетии существовало торговое поселение, где чумаки меняли различные товары на соль. Оно размещалось на, так называемом, «чумацком шляхе», сюда и переселилась в начале ХVIII века значительная часть Перекопа, основав город Армянск (Ены новый). Данное название установилось не сразу. Изначально поселение носило название Эрмэни-Базар, которое ему дали крымские татары в 1736 году. В основном в городке жили армяне, греки и татары. Так родился город Армянский Базар. Маленькое поселение быстро развивалось, росло, жило полной жизнью. Здесь обитало много народов, каждый со своими традициями, своей религией. В этом и заключается уникальность Армянска, что на нескольких квадратных километрах мирно сосуществуют мусульмане и христиане, католики и православные. Это земля влечёт к себе неисчерпаемой силой глубинами Крыма и широтой степей.
В 1921 году город официально переименован в Армянск.IMG 2473IMG 2477IMG 2507IMG 2510IMG 2496

IMG 2467IMG 2469

В «Историко-краеведческом музее» города Армянска открылась выставка, посвящённая Дню города Армянска «Семейные традиции».
Семья является источником любви, понимания и поддержки, она учит быть добрыми, честными и справедливыми.
В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.
В экспозиционном пространстве вниманию посетителей представлено более 50 предметов свадебной церемонии, в числе которых – свадебные платья, вышитые полотенца, свадебные подарки и многое другое, а также предметы традиционной домашней утвари, которая передавалась в семьях жителей Перекопской земли из поколения в поколение.
Особое место среди экспонатов занимает свадебный «хлебосольный» рушник для каравая, которым молодую семейную пару встречали и поздравляли родители после церемонии бракосочетания венчальные рушники, свадебные украшения как неотъемлемые аксессуары невесты, свидетельства о браке и свидетельства о венчании в храмах города Армянска. Так же среди экспонатов можно встретить парные иконы для свадебных обрядов. И среди уникальных документов и экспонатов, которые хранятся в нашем музее, есть экспонаты которые датируются 1927 годом. Все эти экспонаты являются семейными реликвиями жителей нашего города.

IMG 20240917 100627IMG 20240917 100635IMG 20240917 100727 edit 1192841014025713IMG 20240917 100742 edit 1192808762102404IMG 20240917 100819 edit 1192765392255017IMG 20240917 100847 edit 1192696606482320IMG 20240917 100854 edit 1192678603201396IMG 20240917 100912 edit 1192633728175240
"У каждой семьи есть своя "живая душа",
в которой есть и цветущий райский сад,
и родники "живой" воды, и могучие дерева,
уходящие ветвями высоко в небо,
а корнями - глубоко в землю.
Добрые традиции подобны этим родникам
укрепляют, животворят семью".
(Л. Н. Толстой)

В преддверии замечательного праздника ДНЯ ПАРИКМАХЕРА в «Историко-краеведческом музее» Армянска для воспитанников детского сада «Берёзка» прошёл мастер-класс по плетению объёмных косичек. Каждая девочка ушла с красивой причёской, а мальчики с удовольствием понаблюдали за своими одногруппницами и даже приняли участие в мастер-классе.
Парикмахерское искусство берет своё начало в Древнем Египте. В те века мастера изготавливали парики, красили волосы при помощи хны или басмы, и даже накручивали локоны на железные прутья, нагретые над пламенем. В древности такие мастера назывались цирюльниками, а в их обязанности входила не только работа с волосами, но и процедуры для оздоровления.
В Древней Греции даже существовали салоны красоты, которые могли посетить дамы из знатного рода. В этих заведениях работали умелые рабы, которые могли покрасить волосы, завить локоны и сделать причёски.
Если вспомнить средневековые причёски, то можно убедиться в росте популярности данной профессии. В тренде того времени были массивные и высокие конструкции, над которыми работали сразу несколько цирюльников.
В настоящее время эта профессия настолько востребована, что для мастеров этого дела даже учредили праздник – День парикмахера, который празднуется 13 сентября.
IMG 20240911 122029IMG 20240911 122029 copyIMG 20240911 122128 1IMG 20240911 092550IMG 20240911 092630IMG 20240911 102838IMG 20240911 102926IMG 20240911 102939IMG 20240911 105142IMG 20240911 103912IMG 20240911 104317IMG 20240911 110727IMG 20240911 104324IMG 20240911 102930IMG 2398IMG 2388IMG 2381IMG 2386IMG 2399IMG 2390

Выставка посвящённая Дню знаний “По страницам музейного фотоальбома”
В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Своё название он получил благодаря тому, что является первым днём осени, когда начинается новый учебный год во всех российских школах, а также средних и высших учебных заведениях. Стоит напомнить несколько исторических фактов, касающихся этого дня. Изначально этот день все народы отмечали как праздник жатвы. В нашей стране ещё во времена Петра Первого в этот день было принято праздновать Новый Год. Но потом Новый Год было решено перенести на 1 января, по образцу европейских стран. Сейчас 1 сентября является государственным праздником под названием «День знаний». Официально День знаний начали отмечать в СССР с 1984 года. До того, как День 1 сентября получил статус государственного праздника, он был учебным днём. Хотя и начинался этот день с торжественной линейки, но затем проводились уже и обычные уроки. Можно сказать, что в России нет человека, который не вспоминал бы с радостью день первого звонка, свою первую учительницу и школьных друзей.

IMG 20240902 081735IMG 20240830 WA0003IMG 20240902 081749IMG 20240902 081754IMG 20240902 081804IMG 20240902 081759IMG 20240902 081807IMG 20240902 081813IMG 20240902 081817IMG 20240830 WA0005IMG 20240830 WA0008IMG 20240830 WA0007

В фондах «Историко-краеведческого музея» города Армянска хранятся фотографии школьной жизни Перекопского края, история учреждений образования, школьная форма, учебники и принадлежности начала 20-ого века. Посетители выставки могут познакомиться с учебниками, по которым учились их бабушки и дедушки, с предметами быта учеников ХХ века, с фотографиями из старого школьного альбома 1940-1980-х годов.
Удачи в новом учебном году!

ПЕРЕКОПСКИЕ КОРНИ писателя, сценариста, переводчика драматурга М.М. ЗОЩЕНКО.

Художник-мозаичист ЗОЩЕНКО М.И.

Михаил Иванович Зощенко, отец известного советского писателя – Михаила Михайловича Зощенко, родился 9 января 1857 года в уездном городе Перекоп, Таврической губернии в семье чиновника.
Из послужного списка деда писателя – Ивана Николаевича Зощенко (1822-1904) можно узнать, что он поступил на службу в 1843 году. В 50-60-е годы 19 столетия работал в Перекопском отделении Колониального управления и Попечительного комитета об иностранных поселенцах Южного края России.
В это время у него и его жены Любови Аврамовны, родились сыновья: Михаил (09.01.1857г.р.) и Николай (13.10.1861г.р.). Записями в метрических книгах православной церкви Св. Николая, в г. Перекопе 1866-1868 годов подтверждается рождение в 1866 году, в семье титулярного советника Зощенко И.М. дочери Клавдии (ее судьба пока неизвестна); смерть дочери – Анастасии 3-х лет и в 1868 году рождение и смерть сына Никанора.
В дальнейшем Зощенко И.Н. оставил службу в Перекопе и с семьей перебрался в г. Мелитополь, где с 04.12.1869 года до 01.04.1892 года работал смотрителем больницы, имел медаль «О войне 1853-56г», орден Св. Владимира 4 степени, и годовое содержание – 900 рублей.
Иван Николаевич, как и его отец, Николай Акимович Зощенко получили дворянство в 1883 и 1841 годах соответственно, по собственным заслугам с записями в 3-й части Дворянской книги Полтавской губернии. (Михаил Иванович, и уже его сын – Зощенко Михаил Михайлович подтвердили свою принадлежность к дворянскому сословию 1883 и 1911 годах).
Позже, в своем рассказе «Закрытое сердце», писатель Зощенко М.М. о своем деде напишет следующее: «Приехал дедушка. Это отец отца. Он приехал из Полтавы. Я думал, что приедет дряхлый старичок с длинными усами и в украинской рубашке. И будет петь, плясать и рассказывать нам сказки. Наоборот. Приехал строгий высокий человек. Не очень старый, не очень седой. Поразительно красивый. Бритый. В черном сюртуке. И в руках у него был маленький бархатный молитвенник и красные костяные четки. И я удивился, что у нас такой дедушка. И захотел с ним о чем-нибудь поговорить. Но с нами, с детьми, он не стал разговаривать. Он только немного поговорил с папой. А маме сердито сказал:
— Сами виноваты, сударыня. Слишком много народили детей. И тогда мама заплакала и ушла в свою комнату. И я еще больше удивился, что у нас такой дедушка, который недоволен тем, что у мамы родились дети, среди которых был я...». А далее у маленького Миши произошел конфликт со своим дедом.
Михаил Иванович Зощенко, после обучения в Харьковском реальном училище (с 1874 по 1876 г.), в 1876 году поступил в Императорскую Академию художеств вольным слушателем, а в 1877 году был принят в число ее учеников. 1 copy copy

В 1881 году на обучение в Императорскую Академию художеств был принят и младший брат Михаила Ивановича, Николай Зощенко, но по болезни курс обучения он не окончил.
За время пребывания в Академии, Зощенко М.И. получил две малые серебряные медали за этюды с натурщиков. 31 октября 1884 года курс обучения в Академии им был пройден с присвоением звания неклассного художника.
С этого времени Михаил Иванович принимал участие в передвижных художественных выставках (XVI выставка – картина «Волостной суд», XVIII выставка – «В ожидании найма», XX выставка – «Моя крошка», XXI выставка – «письмо от кормильца»), 8-й периодической выставке Московского общества любителей художеств; был членом общества петербургских акварелистов, сотрудничал с журналами «Нива» и «Всемирная иллюстрация», а также «Гусляр», «Север», «Родник».
Входил в «Товарищество русских художников-иллюстраторов», которое ставило целью «поднять общий уровень рисовального дела в России и положение русских художников-иллюстраторов».
Принимал участие в иллюстрировании «Первого иллюстрированного издания стихотворений Кольцова А.В.»; альбома «Фантастические повести» Гоголя Н.В.(«Майская ночь или утопленница», акварель), 1892г.; «Первого сборника товарищества Русских художников-иллюстраторов», изданный в пользу пострадавших от неурожая в 1892 году. Иллюстрировал некоторые произведения Достоевского Ф.М.(«Неточка Незванова», «Преступление и наказание» в журнале «Нива»).
В 1888-89г. Зощенко М.И. снимал квартиру у академика-мозаичиста Васильева П.С., и вероятно тогда, познакомился с его падчерицей – Еленой Иосифовной Суриной. В 1890 году они сочетались браком, а в 1891 году у них родилась первая дочь, через два года – вторая. Третьим ребенком был будущий писатель – Михаил Михайлович Зощенко, а всего в их семье родилось восемь детей.

2 copy copy copy

Зощенко Михаил Иванович.

3 copy copy copy copy copy

Сурина Елена Иосифовна.

Небольшой и не постоянный доход заставил молодого художника в 1893 году поступить учеником в мозаичное отделение Императорской Академии художеств (скорее всего при содействии отчима супруги). А в 1896 году Зощенко М.И. был утвержден младшим художником-мозаичистом.
Семье приходилось часто менять места жительства, одно время проживая в квартире дома, принадлежавшего известному русскому художнику Куинджи А.И.
В 1903 году М.И.Зощенко было поручено выполнить мозаичную работу для часовни на месте кончины наследника цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича в Абас-Тумане (Абастумани – ныне территория Грузии). Эта работа проводилась по картине Свиньина В.Ф.
28.11.1903 года Михаил Иванович начал мозаичную работу для Музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге – панно по оригиналу художника Шабунина А.Н., изображающее отъезд А.В.Суворова в итальянский поход 1799 года из его родового имения – села Кончанского. 06.05.1905 года за эту работу Зощенко М.И. был награжден Орденом Св. Станислава 3-й степени.
В юбилейном издании Императорской Академии художеств 1914 года в числе великого множества русских художников, связавших свою жизнь с работой в этом заведении, можно найти и запись о Зощенко М.И.
Имеется упоминание, что Михаил Иванович пробовал себя в гравюре под руководством академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. К сожалению, работа осталась незаконченной.
В рассказах о своем детстве писатель Зощенко Михаил Михайлович не раз изображал отца – Михаила Ивановича, человеком образованным, интеллигентным, честным, строгим, но очень справедливым, и эти же качества он старался передать и своим детям. Воспитанию и образованию детей уделялось особое внимание. Несмотря на не большой доход семьи, сыновья и дочери при жизни Михаила Ивановича, за исключением совсем маленького сына Виталия обучались в гимназиях и других учебных заведениях.
Согласно постановления Совета Императорской Академии художеств от 06.02.1906г., Михаил Иванович получил свидетельство на право преподавания в средних учебных заведениях, по ранее, поданному им прошению от 31.01.1906г. С этого времени он стал преподавать в Высшем художественном училище.

4 copy copy copy copy copy

Будучи человеком малоразговорчивым, Зощенко М.И. прекрасно переносил свои чувства и эмоции на полотна. Все стены их петербургской квартиры были увешаны картинами и рисунками.
Беда семью Зощенко настигла неожиданно. 27 декабря 1907 года Михаил Иванович внезапно умер от паралича сердца. Обстоятельства смерти отца и свои переживания от произошедшего, Зощенко М.И. изложил позже в рассказах: «Разрыв сердца», «Да, он умер», «На кладбище» (сборник «Перед восходом солнца»).
Похоронили Зощенко М.И. на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. На кладбище присутствовали: заведующий мозаичным отделением Императорской Академии художеств, профессор Чистяков П.П., академики: Мясоедов П.Е., Кудрин И.И., Рыжиков П.И. и почти все художники мозаичного отделения.
В опубликованном некрологе было указано, что Зощенко Михаил Иванович принимал участие в мозаичных работах в Исаакиевском соборе, в Санкт-Петербурге (Царские врата по оригиналу проф.Майкова, пророк Даниил по оригиналу проф.Живаго и др.).
Супруге художника, Елене Суриной, пришлось весьма продолжительное время оббивать пороги различных ведомств, чтобы выпросить пособие на оставшихся с ней восьмерых детей. В этот период ей пришлось продать большую часть картин своего умершего супруга, чтобы содержать семью.
На весенней выставке в Академии художеств был устроен особый зал из произведений Зощенко М.И. Картины художника в журнале «Золотое руно» №3-4 1908г. были подвергнуты резкой критике.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА ЗОЩЕНКО М.И.

«Водка», рисунок, 1889г., Краснодарский краеведческий художественный музей им. Кова-
ленко Ф.А.;
«Скатерть-самобранка», иллюстрация, 1890г,, Краснодарский краеведческий художест-венный музей им. Коваленко Ф.А.;
«Дамы-поощрительницы», рисунок, 1891г., Краснодарский краеведческий художествен-ный музей им. Коваленко Ф.А.;
«Жатва», рисунок, 1900г., Краснодарский краеведческий художественный музей им. Кова-ленко Ф.А.;
«У плетня», картина, 1890-е г., Краснодарский краеведческий художественный музей им. Коваленко Ф.А.;
«В крестьянской избе», картина, Краснодарский краеведческий художественный музей
им. Коваленко Ф.А.;
«Тип крестьянского мальчика», картина, Краснодарский краеведческий художественный музей им. Коваленко Ф.А.;
«Дети у плетня», 1890г., гравюра, Государственный литературный музей ХХ век, г. Санкт-Петербург;
«Дети художника», картина, конец ХIХ века- начало ХХ века, Государственный литературный музей ХХ век, г. Санкт-Петербург;
«Крестьянин», картина, Государственный литературный музей ХХ век, г.Санкт-Петер-бург;
«Украинский пейзаж», картина, Государственный литературный музей «ХХ век», г.Санкт-Петербург;
«Портрет неизвестной», картина, 1884г., Государственный Русский музей, г.Санкт-Петербург;
«Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», мозаика, 1898г., Церковь Казанской иконы Божьей матери, пос. Вырица;
«Наемный труд (В ожидании найма)», картина, 1890г., Государственный музей политической истории России;
«Волостной суд», картина, 1888г., Государственная Третьяковская галерея, г. Москва;
«Свой вор», картина, 1889г.;
«Гадание», картина, 1890-е г.;
«В тишине», картина.;
«Письмо кормильца», картина, 1893г., Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
«Отъезд А.В.Суворова в итальянский поход 1799 года из его родового имения – села Кончанского». Мозаика. 1905г., панно по оригиналу художника Шабунина А.Н., Государственный мемориальный музей А.В.Суворова, г.Санкт-Петербург;
«Вознесение Христа», мозаика, по оригиналу Т.А.Неффа, исполнили М.Зощенко, В.Болотнов, И.Вершинин, Исаакиевский собор, Санкт-Петербург;
«Пророк Даниил», мозаика, по оригиналу С.А.Живаго. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.
«Бабушка и внучка», 1890-е годы, Историко-этнографический музей г.Ирбит, Свердловской области.

Коротенко Руслан Николаевич, краевед (г. Красноперекопск)

Контактная информация

АДРЕС: 296012, Российская Федерация, Республика Крым, г. Армянск, м-н им.Генерала Васильева, 2

ТЕЛЕФОН: +7 (36567) 2-09-68

График работы музея

Понедельник-пятница / 08:00 - 17:00
Суббота / по заявкам
Воскресенье / выходной

Вход бесплатный