В последнее время одним из ключевых трендов является тема экологичности, которую еще несколько лет назад предвещала Ли Эделькорт (Li Edelkort). Велосипедное движение, которое сюда непосредственно относиться, набирает обороты: все больше людей начинает крутить педали, меняя свои четыре колеса со всеми удобствами на два, способных обеспечить здоровье организму и избежать еще большего изобилия выхлопных газов, пробок и бесполезно потраченного времени.
Хотя большинство из нас воспринимают велосипед как что-то привычное и, казалось бы, существовавшее всегда, все же невольно возникает вопрос: с чего все начиналось? Кто был идеологом этого гениального механизма? Какой была отправная точка в эволюции этой двухколесной конструкции?
Свою историю велосипед начинает с изобретения колеса. Зубчатое колесо начали использовать в изготовлении самоходных колесниц еще в древнем Риме.
Существует немало теорий, припиcывающих создание велосипеда разным людям. Наиболее правдоподобной является версия, утверждающая, что первым, кто приблизился к идее создания велосипеда, был Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежит эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед: два одинаковых колеса, руль, седло и педали.
Возможный макет Леонардо да Винчи
11 февраля в 1761 году Михаэль Каслер совершил первое путешествие на им же изобретенном, велосипеде.
Михаэль проехал не много, путь длиною всего 2 километра ˗ путешествие из родного Браунсдорфа (округ Магдебург, Германия) до соседнего Браусберда. Но именно благодаря этому путешествию он навсегда вписал свое имя в историю. В данном случае важен был не маршрут и не его длина, а то, каким образом путешествовал каретник. А делал он это на удивительной конструкции ˗ первом велосипеде, им же самим и изобретенном.
Машина Каслера представляла собой два обитых стальными обручами деревянных колеса, которые соединялись рамой со скамеечкой для сиденья. Руль у нее был неподвижен, весила она около 125 кг.
По легенде, изобретателем каретник из Браунсдорфа стал, что называется, поневоле. Однажды он опоздал на работу, и хозяин сказал ему: «Эй, парень, приделай-ка к своим ногам колеса!».
Как видно, Каслер воспринял это замечание всерьез...
Путь к современному велосипеду был проложен только в 1817 году Людвигом Драйсом из Зауербронна. На своем самокате длиной 2,4 м с 30-дюймовыми колесами он ввел новшество – управляемое переднее колесо. На этой машине Драйс сумел преодолеть расстояние от Лейпцига до Дрездена (111 км) за 7 часов.
• В 1860 году Пьер Мишо, каретник из Парижа, ремонтируя старый самокат, установил на передние колеса две педали. Спустя 2 года такие машины начали выпускать серийно под названием «велосипед» («вело» – быстро, «пед» – нога). Открытие Мишо окончательно утвердило велосипед как средство передвижения. Начали появляться новые усовершенствования. Если до того велосипеды изготавливались преимущественно из дерева, то в последующие 10 лет колеса обивали плотной резиной, а для рам и полых вилок начали использовать трубки.
• В 1870 году англичанин Хилман начинает продавать первые полностью металлические велосипеды с высокими колесами. Величина переднего колеса, как правило, составляла 54 дюйма (современных колес – 27 дюймов).
• В 1885 году англичанин Старлей изготовил так называемый ровер – первый велосипед с цепным приводом. Он весил около 20 кг.
• В 1888 году ирландец Дэнлоп изобрел шины, наполняемые воздухом. С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда.
• На рубеже XIX-XX веков была изобретена зубчато-цепная передача, находящаяся на каретке заднего колеса. Вначале такая система была фиксированной, что доставляло немало трудностей водителю, которому приходилось непрерывно крутить педали. Холостой ход дал возможность водителю отдыхать во время езды.
• Еще спустя некоторое время появились велосипеды с возможностью замены ведомой шестерни, что вело к возможности регулировки скорости. В дальнейшем каретку заднего колеса начали изготовлять с возможностью добавлять звездочки различных размеров. Это стало толчком к созданию переключателя скоростей. Первые велосипеды с педальной системой переключения передач были не совершенны. При переходе от одной передаче к другой часто спадала цепь или же натягивалась до предела, что делало езду невыносимой. Однако вскоре эта проблема была решена.
• Спустя всего несколько лет появилась «ручная коробка передач». Она дала возможность добавить на ведущую шестерню пару дисков. После чего водителю не приходилось останавливаться для смены передачи.
• За последние полвека конструкция велосипеда не очень изменилась. Претерпели изменения только материалы, из которых его стали изготовлять.