В музее Армянска открылась тематическая выставка женских платков "Весення капель" приуроченная к Международному женскому дню.
На выставке представлена коллекция женских платков, платки шейные, нагрудные, наплечные, большие, укрывающие всю фигуру и маленькие.
В экспозиции более 50 изделий. Есть экспонаты, которым не один десяток лет.
История ношения платка берет своё начало в глубокой древности и уходит корнями в различные исторические эпохи и культуры. Платок является атрибутом практически всех религий и частью моды и стиля в современности.
Традиция ношения такого головного убора, как платок, очень растянута географически – Древние цивилизации – Греческая на Западе, Китай на Востоке, Египет и Персия на Ближнем Востоке, исламская Средняя и Центральная Азия и Индийская цивилизация на Юге. Центральную и северную часть этой историко-географической эпохи занимает Древне Славянская Ведическая Русь, дохристианских времён. Повсеместно встречаются образы, в которых обязательно элементом является платок.
Где-то платок защищал голову от зноя, где-то от холода, а в пустынных и степных краях ещё и от пыли и песка.
Но также, мы знаем, что наши предки были умны, и помимо практической стороны ношения платков, был ещё и более глубокий смысл. Например, в Египте и в Ассирии платок указывал на положение владельца в обществе. Головной убор фараонов подчёркивал власть и богоподобие фараона. В Европе традиция покрывать голову женщине считалась символом благопристойности и символизировала зрелость. Каждая цивилизация оставила в истории развития платка свой собственный след: например, мы несомненно отличим павловопосадкий платок от индийского сари.
История русского женского платка.
История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти, для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества. До появления крупной промышленности полотенца и платки ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками, или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же платки появились на Руси в ХVI–XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью.
В 17 веке началось «массовое» производство платков и шалей, в основном в Поволжье. Именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрёшки, русские платки кроме эстетической ценности, обладают также широчайшим практическим применением.
И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем гардеробе. С конца 18 века в России успешно развивается производство больших платков и шалей. Стали изготавливать шали двусторонними, при ношении можно было использовать и лицевую и изнаночную стороны. На всех русских промышленных выставках, в том числе на первой международной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, эти шали были отмечены самыми высокими наградами.
В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки. Главными центрами производства стали Москва и Павловский Посад.
В ХХ–ХХI веках платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. Современные текстильные изделия сохраняют и развивают традиции, реагируя на требования моды и вкусы времени. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы.
В 20 веке платок приобрёл иные формы, но не потерял своей актуальности. Своеобразная «красная» атрибутика стала предметом моды соцреализма. Красная косынка, концы которой женщины завязывали на затылке, была символом. Посещая Советский Союз, иностранцы считали своим долгом купить «русский сувенир» – пионерский галстук – и привезти в свою страну.
Во время Великой Отечественной войны платок стал символом верности и талисманом для солдат, идущих на фронт. Они хранили его в своих шинелях, и он служил им дополнительным стимулом для защиты своей Родины и любимой женщины. Ему была посвящена песня «Синенький скромный платочек», которую исполняла неповторимая Клавдия Шульженко.
Меняются времена, но только платок остаётся лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты, традиции народа. Это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир.
Всё это в целом – душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.
Национальные традиции сегодня являются надёжной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков.
Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслится.
«Он символ наш неотделимый –
Сейчас и в прошлые века,
Где есть платок, там есть Россия,
И нет России без платка!»