175 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), автора масштабных исторических полотен и жизнеутверждающих крымских пейзажей.
Художник Василий Суриков – из рода енисейских казаков. Родился в Красноярске, учился в Петербурге, расписывал храм Христа Спасителя в Москве.
«В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый, – рассказывал он. – И край-то у нас какой. Енисей течет на пять тысяч верст в длину, а шириною против Красноярска – верста. Берега у него глинистые, розово-красные. И имя отсюда – Красноярск. Про нас говорят: «Краснояры сердцем яры» (из монографии Максимилиана Волошина «Суриков»).
Рисовать Суриков начал в раннем детстве. Первым учителем рисования Сурикова стал Николай Гребнев из красноярского уездного училища.
Его знаменитые работы:
В. Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881
В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891
В. Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899
В. Суриков. Боярыня Морозова, 1887
В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря, 1912
Одной из самых известных работ Сурикова стала «Боярыня Морозова». Картина имеет такую же сложную и динамичную композицию, как и предыдущие. Кроме того, она проникнута скрытым диалогизмом – внешне не связанная ни с кем из толпы боярыня Морозова, смотря поверх голов, как будто ведёт скрытый диалог с каждым из присутствующих и с самим Богом.
По мнению критиков, «Суриков создал самобытную художественную систему – чёткий арифметический расчёт и непревзойдённый колорит создают ощущение соучастия в живой жизни ушедших эпох». Художник создал революционно новую технику письма, своеобразную математику живописи, о которой И. Грабарь писал: «Тут нет ни одного цветового пятна, не приведённого в гармонию с ближайшими по соседству и со всеми дальними. Тут нет ни одного миллиметра «пустой живописи». Все насыщено цветом с такой расточительностью, которая по плечу только гениям».
Впервые на Южный берег Крыма Василий Иванович Суриков приехал уже на склоне лет. Крым стал для него удивительным открытием, неугасимым восторгом и излюбленным местом его отдыха. Его он запечатлел красками радости и оставил потомкам. В 1907 году Суриков впервые побывал на древней земле Тавриды. Крым подарил ему безбрежные горизонты, солнце и светлые чистые краски. Художник оказался пленен вольным, необъятным морем и седыми вершинами гор. Древние поселения и народ тех мест не прошли мимо взгляда художника. О первой поездке в Крым внучка художника Наталья Кончаловская написала: «Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы…». Мастерские работы крымского цикла Василия Ивановича существенно дополняют и обогащают картину юга России и составляют целый раздел творческого наследия художника, окрашенный яркой индивидуальностью, полный солнечного света, творческих поисков и обретений. По акварельным работам художника можно наблюдать географию его маршрутов. Суриков побывал в Симензе, Форосе, Алупке, Гурзуфе, Ялте. Четырежды Суриков посетил Крым (1907, 1908, 1913, 1915), проведя на Южнобережье в общей сложности несколько месяцев и, как всегда, много работая.