296012, г. Армянск, м-н им. Генерала Васильева, 2   |   +7 (36567) 2-09-68

Они оставили след на Перекопской земле. 100- летию со дня рождения посвящается…

Асадов Э.А

Эдуа́рд Арка́дьевич Аса́дов (7 сентября 1923)
Родился в армянской семье, в городе Мары Туркестанской АССР Родители работали учителями. После смерти отца в 1929 году Эдуард Асадов переехал с матерью в Свердловск, где жил его дед врач – Иван Калустович Курдов (1867-1938), выпускник Казанского университета, организатор санитарно-эпидемиологического дела и лечебно-профилактической помощи на Урале, дядя – советский художник Валентин Иванович Курдов.
В восьмилетнем возрасте написал своё первое стихотворение. Вступил в пионеры, затем был принят в комсомол. С 1939 года жил в Москве на Пречистенке, в бывшем доходном доме Исакова. Учился в 38-й московской школе, которую окончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте.
Во время освобождения Крыма Эдуард Асадов проходил службу в 30-й гвардейской миномётной бригаде № 31 в составе 607, 698, 609 и 610 гвардейских минометных дивизионов. 2-й Гвардейской армии. На вооружении полка состояли 24 установки БМ-13.
Во время боев на 4-м Украинском фронте в районе Перекопа бригада поддерживала артиллерийским огнем 126-ю, 315 –ю стрелковые дивизии, вела разведку в районе железной дороги по Перекопскому (Турецкому) валу, принимала участие в артнаступлении 8 апреля 1944г., что способствовало освобождению Армянска, с. Суворово (Джулга) и Перекопской земли. Бригаде отличившейся в боях за Перекоп присвоено наименование «Перекопской».
В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награждён орденом Красной Звезды. Последовало продолжительное лечение в госпиталях. Врачи спасли его жизнь, но не смогли сохранить зрение; и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную «полумаску» на лице.
В 1946 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького, который с отличием окончил в 1951 году. В том же году опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога» и был принят в члены КПСС и в Союз писателей. После войны поэта Эдуарда Асадова любила вся страна, но мало кто знает, что он был фронтовиком и обладал беззаветной храбростью.
В последние годы жил и работал в писательском посёлке ДНТ Красновидово. После распада СССР публиковался в издательствах «Славянский диалог», «Эксмо» и «Русская книга». Скончался на 81-м году жизни в Одинцове.
18 ноября 1998 года Указом постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР Эдуарду Асадову было присвоено звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина.
В сумрачной степи под Перекопом,
По-пластунски к дремлющим бойцам
Подползая, крался по окопам
Лунный свет с тревогой пополам.

Смотрит сны усталая пехота.
Каждый, зная, что наутро бой,
Спит в обнимку с собственной судьбой,
Подложив под голову заботы.

А у Сиваша, почти что рядом,
Там, где воду вспарывает сушь,
Ждёт подразделения «катюш»
Наша знаменитая бригада.
Может, снег тот за Онегой где-то
По неделям пляшет у костра.
Здесь же он всего лишь до утра,
До прихода южного рассвета.
1. Перекоп
Фронт катился за врагом, как лава,
И внезапно, как на стену, – стоп!
Не пройти ни слева и ни справа,
Впереди твердыня: Перекоп!

Он рычал, сплошною сталью лязгая,
Полыхая бешеным огнём.
Но ведь брали мы его в гражданскую,
Значит, в эту как-нибудь возьмём!

И однажды, нарубив ступеньки
И врезаясь с ходу, как кинжал,
Дьявольские хлопцы Кириченко
Прорвались через Турецкий вал.

Что же, фриц, не вышла остановочка?!
Дальше жди покрепче чудеса!
Хороша гвардейская сноровочка?
То-то, немец-перец-колбаса!

И хоть дали мы врагу острастку,
Но, пока тылов не подвели,
Прорвались на километр к Армянску
И шабаш! Зарылись, залегли.

И туда, где залегла пехота,
Прижимаясь кузовом к земле,
Шли машины медленно во мгле
Сквозь одни разбитые ворота.

Каждой миной огрызался враг.
Весь белел от пулемётной дрожи,
Да и был он вовсе не дурак
И про те ворота ведал тоже.

И из дальнобойки по воротам
Клал снаряды, будто сахар в чай,
Через три минуты, как по нотам,
Хоть часы по взрывам проверяй.

Выход был тяжёлый, но простой:
Взрыв! И мчишься в дым без промедленья,
Проскочил– и грохот за спиной,
Не успел – остался без движенья…

В линзах солнце дымное дробится,
Степь – как скатерть с блюдцами озёр.
Мы берём Ишуньские позиции.
Впереди, как в сводке говорится,
«Полный стратегический простор».

Ax, как нас встречали, как встречали
Горем опалённые сердца!
Женщины навстречу выбегали,
Плакали, смеялись, обнимали
И кричали что-то без конца.
Пехотный батальон шагал
Туда, где лопались ракеты,
Где высился Турецкий вал,
Еще не тронутый рассветом.
Мгновения подвигов: В конце 1943 г. 2-я гвардейская армия воевала в Крыму. После ожесточённых боёв за Перекоп столкновения с немцами продолжались. Командующий армейской артиллерией генерал Стрельбицкий инспектировал батареи и увидел на одной из них молодого лейтенанта, поведение которого бросилось ему в глаза. Стройный, подтянутый лейтенант с чертами южанина вёл себя под обстрелом так, словно над его головой пролетали птицы, а не вражеские снаряды. Он постоянно шутил с солдатами, приказы отдавал весело, и было видно, что подчинённые его обожают. Вернувшись в штаб армии, Стрельбицкий попытался узнать фамилию лейтенанта. Связь часто прерывалась из-за бомбёжки, и генерал с трудом расслышал, что храброго юношу, кажется, зовут Осадчий.
Спасение раненного бойца
Две недели спустя, уже под Севастополем, генерал снова увидел "своего" лейтенанта. На сей раз он привёз в медсанбат раненного в ноги старшину. Генерал отчитал его за то, что не дождались ночи, как было положено по инструкции. Но лейтенант смущённо ответил – могла начаться гангрена.
Среди бела дня на простреливаемом пространстве грузовик с раненным мог запросто попасть под обстрел... Генерал удивился храбрости молодого человека и отправил его на позиции. Он и представить себе не мог, какие чудеса героизма покажет этот "лейтенантик" в тот же самый день.

арт расчёт copy

Артиллерийский расчёт
Снаряды без пушек бесполезны
А в этот день немцы полностью разбомбили его батарею. Орудия вышли из строя до одного, а боекомплект выжил – не взорвался. Другое положение было на соседней батарее – там были пушки, но кончились снаряды. Не долго думая, лейтенант со своим шофёром Виктором Акуловым погрузили ящики в машину и двинулись к соседней батарее.
По мнению тех, кто это видел, их подвиг граничил с самоубийством. Вражеские позиции были в нескольких километрах. Дорога простреливалась от начала до конца. Вдобавок в гору грузовик еле тащился, а в одном месте заглох. Акулов с силой вдавил тормоз в пол. Лейтенант выскочил из кабины и, не обращая внимания на обстрел, начал бешено крутить рукоятку. Двигатель помедлил и завёлся.
Последний метр дороги
Когда преодолели подъём и въехали на плоскогорье, машину взяли на прицел два "юнкерса". Самолёты сделали в воздухе крюк и устремились к беззащитной цели. Прячась в кювете, лейтенант, в свойственной ему манере, успел пошутить – береги причёску, Акулов, – и тут же рядом с ними грохнула бомба. На этот раз боги войны спасли лейтенанта и его товарища, а подоспевшие истребители отогнали "юнкерсов".
Дорога была испещрена воронками, и лейтенант шёл впереди машины, указывая её путь. До батареи оставались считанные метры, когда рядом разорвался последний в жизни лейтенанта снаряд. Его ослепило и он упал.
Случайная встреча
Генерал Стрельбицкий на всю жизнь запомнил смелого лейтенанта. На встречах со школьниками он часто рассказывал о его подвиге. А однажды услышал стихи поэта Эдуарда Асадова, который тоже прошёл войну и мог написать проникновенные строки о подвиге артиллериста-героя. Стрельбицкий позвонил Асадову и начал рассказывать ему всё, что знал о лейтенанте Осадчем, геройски погибшем в двадцать лет.
Генерал говорил, а на том конце провода молчали. Наконец, после паузы он услышал слова, которые его несказанно обрадовали и удивили. Оказалось, что Осадчий и Асадов – одно и то же лицо. Молодой весёлый лейтенант был тяжело ранен в голову, почти месяц находился между жизнью и смертью, перенёс двенадцать операций, но выжил. Вот только зрение спасти не удалось.

images 1

Эдуард Асадов – народный поэт Советского Союза
Постскриптум
Эдуард Асадов стал самым любимым поэтом большой советской страны. Его не жаловали критики, зато обожал народ. Он был очень скромен и не любил рассказывать о войне. Конечно, он сожалел о потере зрения, но никогда не жаловался на судьбу и, доведись ему снова оказаться снова в бою, действовал бы точно так же.
Директор Историко-краеведческого музея г. Армянска
Л.А. Варшавская

 

Контактная информация

АДРЕС: 296012, Российская Федерация, Республика Крым, г. Армянск, м-н им.Генерала Васильева, 2

ТЕЛЕФОН: +7 (36567) 2-09-68

График работы музея

Понедельник-пятница / 08:00 - 17:00
Суббота / по заявкам
Воскресенье / выходной

Вход бесплатный