Холокост – в переводе с древнегреческого «уничтожение огнем» – массовое преследование и уничтожение европейских евреев в период с 1933 по 1945 год. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим.
В течение ноября-декабря 1941 г. уничтожены евреи городов Крыма. План был прост: создание общинной структуры – регистрация – сбор – расстрел.
Из примерно 17000 евреев, проживавших к июню 1941 г. в сельской местности, в еврейских колхозах, эвакуироваться смогли и успели около 50%. Большинство из оставшихся были уничтожены как на местах, так и после транспортировки в районные центры. Акты районных комиссий и свидетельские показания говорят о широком участии в этих акциях коллаборационистов – старост, сельских полицаев, осуществлявших содействие не только в уничтожении, но и в поимке скрывавшихся в сельской местности евреев и передаче их в немецкие карательные органы. В месте наиболее компактного проживания евреев-колхозников – Фрайдорфском районе (Новосёловский) – они были уничтожены в ноябре 1941 г. Происходило это так: в деревню прибывал автомобиль с отрядом карателей. Евреев всех возрастов собирали и сгоняли к глубоким колодцам на окраинах деревень, там же расстреливали, туда же сбрасывали трупы (детей часто бросали живыми). В Лариндорфском районе(Первомайском) сразу же после прихода оккупантов все евреи были взяты на учет, у них были отобраны продукты питания. В отдельных деревнях района евреев уничтожали до лета 1942 г. Так, в деревню Калининдорф (ныне с. Калинино), по показаниям свидетелей, в июне 1942 г. прибыла немецкая автомашина, из нее вышли офицеры, “у которых на груди были орлы и жестяные бляхи, на бляхе – череп”. Всех евреев созвали в школу, от школы погнали к колодцу, где расстреляли.
В Армянске, после захвата, немцы собрали всех жителей еврейской национальности, и приказали им носить белые повязки с желтой шестиконечной звездой, не снимая их. Несколько дней спустя по приказу все евреи собрались с детьми у комендатуры. Здесь их оцепили автоматчики, повели на старое кладбище, располагавшееся к западу от Армянска и расстреляли. В архиве сохранился список казненных: шесть человек по фамилии Котляр, пять - Ванштейн, три – Темкин, три – Зимбелькройн, один – Зингер. (Возраст и имена в списке отсутствуют).
Иногда применялись “душегубки”. В конце января 1942 года, говорится в акте комиссии Симферопольского района, в Первомайский сельсовет прибыл отряд гестапо и СД из Симферополя. С помощью старосты деревни и его сына собрали колхозников-евреев, остальным жителям деревни под страхом смерти запретили выходить из своих домов. На домах евреев еще перед акцией были нарисованы черные кресты с надписями “юда”. Вместе с отрядом карателей прибыла специальная машина с большим черным закрытым кузовом и черной дверцей сзади, закрывавшейся герметически. В эту машину через дверцу вталкивались собранные евреи и наглухо закрывались. “При каждом рейсе автомашина, отъехав полкилометра от населенного пункта, останавливалась на 20–30 минут, мотор продолжал работать, затем автомашина отъезжала к полузаброшенному полевому колодцу <…>, куда сбрасывались трупы, загруженные в автомобиль”. .Также уничтожили и карасубазарских крымчаков, в середине января 1942 г. Кроме того, существовал еще один способ умервщления, весьма специфический, применявшийся ими при расправе с детьми. Смазывание губ сильнодействующим ядом упоминают документы Керченской и Фрайдорфской комиссий.
“Солдат должен понимать необходимость жестоко покарать евреев, этих духовных носителей большевистского террора, и еще в зародыше подавлять все восстания, возбудителями которых, в большинстве случаев, оказываются евреи”. Это фрагмент из секретного циркуляра №2379/41 от 20 ноября 1941 г., подписанного командующим 11-й армией фон Манштейном. Этот отрывок свидетельствует о тех мерах, которые применялись немецким командованием для психологической обработки рядовых вермахта с тем, чтобы приучить их безнаказанно убивать мирное население, и приводит к выводу, что германская армия разделяет с СС всю ответственность за истребление евреев.
По решению ООН, 27 января, день памяти жертв геноцида 2-й мировой войны, стал международным днем памяти..
"Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки", — говорится в резолюции ГА ООН.
Директор Историко-краеведческого музея Л.А. Варшавская