Удивительное дело, но именно армянская община уездного города Армянский Базар дала культурному миру на рубеже 19 и 20 века два ярких имени: художник-маринист Эммануил Магдесян и композитор Александр Спендиаров (Спендиарян). Их связывала личная дружба, землячество – детство и того и другого проходило в Армянском Базаре. И хотя Спендиаров родился в Каховке (в настоящее время город Херсонской области Украины) 20 октября 1871 года, но крестили его именно в армянской церкви городского предместья Армянского Базара.
Музыкальные способности он унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Многосторонняя одаренность Спендиарова проявилась в раннем детстве, но преобладающий интерес к музыке возник позже. С семи лет он начинает сочинять, с девяти – обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1890 году переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет университета.
В 1901 году А. Спендиаров окончательно вернулся в Крым и жил в Ялте, а с 1915 года в Судаке.
Более 20-ти лет творческой жизни Спендиарова связаны с Крымом, с его курортным и культурным центром – Ялтой, куда собирались на отдых самые яркие представители русской культуры.
На свою свадьбу с Варварой, дочерью племянника Айвазовского, молодой композитор получил от своего отца роскошный подарок – шикарный особняк в городе Ялта на Екатерининской улице, где проживал со своей семьёй с 1901 по 1916 год.
В Ялте увековечили память композитора Спендиарова: в 1971 году было установлено полуфигурное его изображение из бронзы на постаменте из диабаза (скульптор Карапетян), его именем названа улица и детская музыкальная школа. Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Этот период ознаменован расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» – одно из лучших творений армянского музыкального театра.
Среди других произведений композитора Концертный вальс (1906) для симфонического оркестра, «Бэда-проповедник» (1907) для голоса с оркестром (удостоено премии имени М. И. Глинки).
Умер и похоронен народный артист Армении в сквере рядом с Оперой г. Еревана – редкий случай для Армении, знак особого почета. Спендиаров Александр Афанасьевич навечно оставил о себе светлую память как один из основоположников армянской классической музыки, как выдающий дирижёр и педагог, сумевший для создания своих бессмертных музыкальных шедевров использовать красоту и энергетику русской музыкальной классики, татарских, украинских и в первую очередь родных армянских народных мелодий.
В Ереване можно посетить Дом-музей композитора. Наш музей поддерживает связь с Домом-музеем Александра Спендиарова в Ереване.