296012, г. Армянск, м-н им. Генерала Васильева, 2   |   +7 (36567) 2-09-68

«Мухина и Крым»
Сегодня 135 лет со дня рождения русского скульптора В.И. Мухиной.

scale 1200
В этот день, 1 июля 1889 года, в Риге родилась выдающийся скульптор ХХ века Вера Игнатьевна Мухина. В Латвии прожила недолго: в 1892‑м, когда девочке было чуть больше двух лет, отец увёз её с сестрой с берегов холодного Балтийского моря к тёплому Чёрному. Он опасался за здоровье дочерей – мать девочек умерла от туберкулёза.

Мухина Гимназистка

В Крыму Мухины поселились в Феодосии. На месте дома, где они жили, сейчас стоит многоэтажка, но в её первый этаж встроен фасад мухинского дома (его удалось сохранить, хотя по плану реконструкции в 1980‑м весь дом подлежал сносу). Здесь расположен музей Веры Игнатьевны Мухиной – он открылся в 1991 году.

98u4v9t9tzocg40ccso8k8sw0

Воспоминания детства Веры Мухиной неразрывно связаны с Крымом. Она росла романтичной и послушной: примерно училась в гимназии, не доставляла лишних хлопот отцу и гувернантке-француженке. Каждое лето семья выезжала за границу. На ребёнка производили огромное впечатление замки Баварии и курорты Тироля, дворцы Лувра и картинные галереи Флоренции.
В 1903 году после смерти отца Веру с сестрой забрали к себе родственники, жившие в Курске. Девушка была типичной гимназисткой той поры. Она хорошо училась, понемногу рисовала, пела, музицировала, немалое её внимание занимали танцы и наряды, в ней всегда была могучая творческая энергия и художественный талант, что впоследствии принесли ей всемирную славу.
В детстве с маленькой Верой случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу – здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», – сказала Мухина, впервые сняв бинты.
Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя – известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.
В Москву вернулась летом 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны.
Решив, что во время войны искусство может подождать оканчивает курсы медсестёр, и поступает на работу в один из московских военных госпиталей. Именно там произошло её знакомство с военным врачом Алексеем Замковым, который сначала находился в госпитале на лечении, а затем был оставлен для дальнейшего прохождения службы в качестве хирурга. Поженились молодые люди уже после Великой Октябрьской революции в 1918 году.

scale 1200 1 copy

 

Начало творческого пути Мухиной настало сразу после революции, когда был разработан «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.
Наряду с маститыми мастерами, такими, как Андреев, Коненков, Меркуров в программу активно включались и молодые скульпторы, в числе которых была и Вера Мухина. Она принимает участие в конкурсах на создание скульптурных композиций «Освобождённый труд» «Революция», «Пламя революции» и других. Постепенно она входит в число ведущих мастеров нового советского искусства. Кроме скульптуры она занималась оформительством, промышленным дизайном и даже создавала коллекции модной одежды. Легенда приписывает ей создание легендарного граненого стакана. Не знаем насколько это соответствует действительности, но то что она занималась разработкой дизайна стеклянной посуды это факт.
Но все же главным делом своей жизни Вера Игнатьевна считает скульптуру. В 1927 году её работа «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октябрьской революции и была куплена Художественной галереей итальянского города Триеста. После Второй мировой войны, работа перешла в собственность музея Ватикана в Риме и сегодня хранится рядом с шедеврами Микеланджело.
Карьера Мухиной-скульптора началась с участия в «Ленинском плане монументальной пропаганды» – после Октябрьской революции молодых специалистов привлекали к созданию серии городских памятников.
Вера Мухина – одна из немногих женщин, получивших признание не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Эта выдающаяся женщина успела за время своей творческой карьеры получить пять Сталинских премий.

ea67339255b8bbcd93ade544014c5e4e

Самой известной скульптурой стал - монумент "Рабочий и колхозница" был создан Верой Игнатьевной в 1937 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. "Главные герои" скульптуры – юноша и девушка, которые олицетворяют рабочий класс и крестьянское пространство. Молодые и сильные, они вздымают ввысь эмблему Страны Советов – серп и молот. После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 40-х она стала эмблемой киностудии "Мосфильм", а в 2003 году монумент разобрали на 40 частей и отправили на реставрацию, которая продлилась 6 лет.
Скульптура «Рабочий и колхозница» стала символом советской эпохи.
Вера Игнатьевна является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Ее работы и по сей день украшают известные площади, улицы и парки.

1695141125 balthazar club p izvestnie skulpturi yevropi s dvumya perso 77

Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура "Хлеб", исполненная в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году. Мечтой Мухиной, которую реализовали после ее смерти, стали так же скульптуры "Земля" и "Море". Они были установлены на Центральном стадионе имени Ленина, в современных "Лужниках", в 1957 году.
Памятник писателю Максиму Горькому завершен в 1951 году Верой Игнатьевной. Сам памятник разработан скульптором Иваном Шадр, он взял с Мухиной обещание закончить скульптуру по его проекту. Он скончался в 1941 году, а Вера Игнатьевна добросовестно исполнила его просьбу. Памятник был установлен на площади Белорусского вокзала.
Памятник молодому Максиму Горькому красуется в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького на Поварской улице. Он был открыт через три года после смерти Веры Мухиной, 11 января 1956 года. В 1952 году Вера Мухина начала работу над статуей «Мир». Это женщина, которая в одной руке держит земной шар со взлетающим голубем, а другой придерживает сноп пшеницы – символ плодородия и благополучия.

scale 2400

Скульптура "Наука" Веры Мухиной хорошо известна всем учащимся МГУ имени М. В. Ломоносова, а также другим представителям студенчества. Она украшает фасад главного здания университета.

403216886 0 0 2256 1496 600x0 80 0 1 a48d427bd0a19c5f5016467c01303eb9scale 1200

Памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому был открыт уже после смерти Веры Игнатьевны. Он установлен в 1954 году у здания Московской консерватории на Большой Никитской улице. А так же многие другие.
Научный сотрудник МБУ «ИКМ» В.В Ермоленко.

Байкало-Амурской магистрали – 50!
27 июня в выставочном зале музея открылась выставка посвящённая юбилею Байкало-Амурской магистрали – одной из самых грандиозных строек в истории. 50 лет назад началась эпоха строительства железной дороги, которая прошла через безграничные просторы Сибири и воплотила в себе не только инженерную мысль, но и непоколебимый дух строителей.
3В стройке века участвовала молодежь со всего Советского Союза, в том числе и армянцы!

В экспозиции представлено свыше 300 уникальных экспонатов. Это личные вещи бамовцев: медали, значки, грамоты, удостоверения, открытки, календари, фотографии, плакаты, книги, газеты "Муйска новь" и "Северный Байкал", бурительная коронка, каска тоннелепроходчика, вымпел и всё то, что связывает их с Бамом. IMG 20240627 085220IMG 20240627 085225IMG 20240627 085230 408538560371119IMG 20240627 085235IMG 20240627 085240IMG 20240627 085240 copyIMG 20240627 085301IMG 20240627 085307 408575038412121IMG 20240627 085307 408575038412121 copyIMG 20240627 085314 408581886651121IMG 20240627 085314 408581886651121 copyIMG 20240627 085323IMG 20240627 085329IMG 20240627 085334IMG 20240627 085345IMG 20240627 085402IMG 20240627 085416

 

Ежегодно 23 июня во всем мире отмечается Международный Олимпийский день в память о возрождении олимпийского движения в его современном виде. Олимпийские игры - это дружба, упорство, воля к победе. Это красивый и честный спорт. А спорт - это мир.
История Олимпийских игр уходит глубоко в историю Древнегреческого мира. Первые Олимпийские игры предположительно произошли в 776 лет. до н. э. Это было одновременно и спортивное, и религиозное событие. Это был праздник справедливости и мужества.
На выставке "Тропа силы" представлены личные награды жителя города Армянска, спортсмена, судьи международной категории, рекордсмена мировых и Европейский соревнований по гиревому спорту Борисова Василия Корниловича.IMG 20240621 085351 copy

IMG 20240619 WA0005IMG 20240619 WA0006IMG 20240620 WA0004 1IMG 20240620 WA0005
Родился Василий Корнилович в г. Пермь (Пермский край, РСФСР) в детском доме.
С 1945 по 1959гг. воспитывался в детских домах г. Перми. Имеет среднее образование.
В 1959 году пошел работать учеником слесаря на пермский химико-механический завод.
С 1966г. начал деятельность судьи спортивных мероприятий. В 1973г. В.Борисову было присвоено звание «Судья Республиканской категории по тяжелой атлетике».
В 1975г. переехал жить и работать в Армянск, устроившись на работу в сернокислотный цех завода «Титан».
С 1982 по 1992гг. работал на БАМе, где принимал активное участие во всех спортивных мероприятиях. В 1995г. по возвращении в Армянск устроился на «Титан» в цех ВиК слесарем.
Не сбавляя спортивные темпы, в 2000г. Василий Борисов становится победителем международного турнира по гиревому спорту памяти В.И. Омельченко (г. Запорожье).
В сентябре 2008г. В.К. Борисову было присвоено звание «Судья международной категории по пауэрлифтингу».
В июне 2009г. он стал чемпионом Мира по гиревому спорту (г. Керчь). С 3 по 5 октября в соревнованиях в г. Ростове на Дону спортсмен стал чемпионом Мира в жиме штанги лежа и чемпионом Мира в троеборье (приседания, жим, тяга).
1 марта 2010 года после 51 года трудового стажа ушел на заслуженный отдых. В сентябре 2013 года признан победителем дебютировавшего городского проекта «Книга рекордов Армянска» как самый сильный спортсмен.
Впервые стал трехкратным чемпионом Мира в трех видах спорта за один год.
В активе спортсмена – 8 рекордов Мира и Европы среди ветеранов и 27 рекордов Украины. Завоевания В.Борисова по гиревому спорту – 24 призовых места, занятых им на чемпионатах Украины и Мира. Среди них – девятнадцать I мест, четыре II места и одно III место.
Женат. Имеет сына, дочь и внука.

Тематические экскурсии посвященные одному из самых важных праздников страны — Дню России. Россия — страна с многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой. На ее просторах есть все: величественные памятники архитектуры, уникальные исторические достопримечательности, разнообразная и поражающая своей красотой природа.  В России можно найти почти всё то, что встречает путешественник по отдельности в той или иной стране — солнечные пляжи субтропиков и снежные горные вершины, бескрайние степи и глухие леса, бурные реки и тёплые моря.Но в первую очередь Россия богата людьми, которые веками прославляют ее своими достижениями и открытиями.

IMG 2110IMG 2112IMG 2115IMG 2117IMG 2119IMG 2122IMG 2124IMG 2128IMG 2129IMG 2131IMG 2133
Приближается День России — а это прекрасный повод вспомнить о нашей огромной и самой красивой в мире многонациональной стране. Мы говорим на разных языках, поем разные песни, чтим разные традиции, но одинаково любим землю, на которой живем. 

Россия не только самая большая по территории страна на нашей планете, но и одна из самых разнообразных по этническому составу – здесь живут представители 194 народов. Великая и непобедимая страна!С наступающим праздником! С Днем России! Ждем на экскурсии в "Историко-краеведческий музей" города Армянска. 

27 мая (7 июня) 1794-го года в патриархальной Москве, в семье Чаадаевых, родился мальчик, нареченный Петром. Когда ему исполнилось 3 года, он остался без родителей, и его со старшим братом забрала к себе сестра матери – княгиня А.М. Щербатова. Из Нижегородской губернии, где тогда жила семья, братья переезжают в Москву. Опекунство над мальчиками берет князь Д.М. Щербатов – брат матери.

000009
Будущий философ получает прекрасное домашнее образование и поступает в Московский университет (1808 г.).
Гроза 1812-го года призывает Чаадаева, и он отправляется на поля сражений. Начинается его военная карьера. С русскими полками он доходит до Парижа.
Возвратившись в Россию, молодой офицер продолжает службу в гвардейском корпусе, квартировавшем в Царском Селе. Здесь Чаадаев сближается с А.С. Пушкиным и становится другом и наставником будущего поэта.
Чаадаев стремительно продвигается по карьерной лестнице. Он становится заметным в высших кругах лицом. Вхож в свет, пользуется расположением венценосных особ. В блестящем будущем его никто не сомневается.
В 1821-ом году происходит событие, неожиданное для всех: Чаадаев прерывает удачно складывающуюся карьеру и выходит в отставку. Вскоре после этого будущие декабристы часто видят его в своих тайных обществах. Но духовным чаяниям П.Я. Чаадаева их деятельность не отвечает, и он отходит от них.
В 1823-ом году публицист отправляется в заграничное путешествие. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Италию, Англию. В это время гений русской мысли испытывает глубокий духовный кризис, выход из которого находит в изучении трудов западных философов и теологов, ученых и писателей. Взгляды Чаадаева под их влиянием приобретают философско-мистическую направленность.
В Россию публицист возвращается в 1826-ом году и видит уже Николаевскую Россию. Тяжело переживает горькую участь декабристов: среди них было много его друзей. На 5 лет Чаадаев уединяется у своей тетки, после чего переезжает в Москву.
Здесь он начинает активную общественную жизнь. Чаадаев распространяет свои идеи и облачает их в форму частных писем, придавая им характер публицистических произведений.
Письма начинают хождение, их читают, обсуждают. Журнал «Телескоп» в 1836-ом году публикует первое «Философское письмо» Чаадаева. Это единственная его работа, изданная при жизни мыслителя. Всего Чаадаев пишет 8 «Философских писем», где излагает свои историко-философские мысли.
Письмо получает широкий общественный резонанс. Чаадаева обвиняют в том, что он не любит Россию, чернит ее прошлое и оскорбляет настоящее. Царь Николай I объявляет статью дерзостной, а автора умалишенным. Журнал «Телескоп» закрывают, Чаадаева официально объявляют сумасшедшим. С этого момента философ начинает жить отшельником в доме на Басманной улице. Ему запрещают писать, ограничивают общение, он фактически оказывается под домашним арестом. Осенью 1837 года Николай I освобождает «басманного философа» от надзора врачей, но писать по-прежнему запрещает. А. И. Герцен назвал «Философических писем» «выстрелом в темную ночь».
В атмосфере затворничества П.Я. Чаадаев создает «Апологию сумасшедшего» (1836-1837г.г.), пытаясь оправдаться перед обществом за свои взгляды.
«Он вышней волею небес / Рожден в оковах службы царской; / Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, / А здесь он – офицер гусарской», – так писал о своем старшем товарище А. С. Пушкин.
Его биография легла в основу ряда литературных образов: Евгения Онегина, Александра Чацкого, князя Мышкина, Пьера Безухова. В отличие от своих персонажей Чаадаев жил вдали от человеческих страстей и ушел из жизни одиноким.
Умер П.Я. Чаадаев 14 (26) апреля 1856-го года. Покоится прах русского мыслителя в Донском монастыре в Москве.

Сегодня, 6 июня, мы празднуем День русского языка, учрежденный Указом Президента Российской Федерации в 2011 году и посвящённый нашему родному языку - средству коммуникации, выражения культуры и национальной идентичности. Русский язык — это богатство слов и выражений, позволяющее нам передавать тончайшие оттенки эмоций и мыслей. 

В этот день для студентов колледжа химической промышленности прошло мероприятие, посвящённое жизни и творчеству великого поэта А.С Пушкина. В ходе мероприятия ребята познакомились с творчеством выдающегося поэта, вспомнили биографию, с интересом прослушали любознательные факты из детской жизни поэта. Затем ребята отправились в путешествие по произведениям Александра Сергеевича. С большим интересом ребята поучаствовали в викторине, читали стихотворения А. С. Пушкина, слушали отрывки из сказок. В сопровождение мероприятия была подготовлена  выставка «А. С. Пушкин - поэт на все времена». Литературное творчество Александра Сергеевича сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказки Александра Сергеевича Пушкина близки и дороги каждому, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую.

IMG 20240605 123133IMG 20240605 125252IMG 20240605 125640IMG 20240605 125445IMG 20240605 124703IMG 20240605 125847IMG 20240605 WA0013IMG 20240605 125911

Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Ее, как свет звезды, неся,
Как Пушкин, пламенно живите –
Жить нам без Пушкина – нельзя.

Они оставили след на Перекопской земле…к 225-летию со Дня рождения Пушкина

Помнят небо и травы степные:
Здесь бывал великий поэт.
Анна Александрова.

IMG 0454

Перекоп был местом обязательной ночевки каждого путешественника, следовавшего в Крым и возвращавшегося обратно.
Путеводитель «Пушкинские места» констатирует, что Перекоп («шесть почтовых станций» от Симферополя) является последним населенным пунктом на севере Крыма, проехав который, поэт А. С. Пушкин «покинул <…>" землю, навсегда оставшуюся жить в его памяти и стихах». Сколько же времени было потрачено на проезд и как выглядел наш край в это время?
В том же 1820 г., недели через две после отъезда поэта отправился в обратный путь из Симферополя Г.В. Гераков. Он свидетельствует, что, выехав 29 сентября из губернского города в 11 часов утра, он прибыл в Перекоп в 8 часов вечера, остановившись на ночлег «в доме одной купеческой женки».
Двумя годами раньше Пушкина этот путь, только в обратном направлении, проделал адъютант Александра I А.И.Михайловский-Данилевский: «Я выехал в Симферополь часов в десять, – отмечал он. Сначала дорога идет степью; воздух: душный‚ и ничто не освежало его, нет ни реки, водою которой можно было прохладиться, ни дерева, чтобы отдохнуть под его тенью. Часу в восьмом я приехал в Симферополь». Очевидно, и Пушкин провел в дороге почти весь день: выехал из Симферополя в 10 или 11 часов утра и прибыл в Перекоп около 8 часов вечера. Г.В.Гераков оставил краткие замечания о дороге: «До Перекопа местоположение весьма недурно; есть селения; версты каменные и обошлись гораздо дешевле деревянных; мосты тоже каменные и хороши, дорога хороша, почтовые домы чисты и смотрители учтивы». Наутро он осмотрел Перекоп: «Рано походили по Перекопу, незавидному городку, где ничего не могли достать, даже молока, не токмо сливок. Холодно, а просто сказать, морозик, и это меня удивило; но степи зеленые».
Приблизительно в том же духе о Перекопе и дороге до Симферополя говорит К. Монтандон. Вот описание дороги Перекоп – Симферополь, которую Пушкин проехал в обратном направлении: В четырех верстах от Перекопа находится поселок Армянский Базар, основное население которого составляют армяне, занимающиеся изготовлением повозок и экипажей и мелкой торговлей с теми, кто приезжает за солью. Пятнадцатью верстами далее, в стороне от дороги, видно Старое Озеро, а за ним Красное озеро. Соль, добываемая в этих озерах, начинает кристаллизоваться около середины июня, добыча осуществляется в июле и августе. Путешественники, оказавшиеся здесь в это время года, могут отклониться от маршрута, чтобы понаблюдать этот процесс, столь же редкий, сколь интересный. О Перекопе К. Монтандон дает следующие сведение «Перекоп, называемый Ор-Капи (К. Монтандон ошибочно отождествляет Ор-Капи с Перекопом, на самом деле это крепость около Перекопа), – центр уезда с тем же названием входит в состав Таврической губернии. Это небольшое местечко, населенное, в основном, работниками солеварен и имеющие весьма унылый и очень грязный вид, известно своим целебным климатом. ЭТО ворота полуострова, которые минуют по мосту через большой, глубокий канал без воды, тянущийся от Сиваша до Черного моря. Длина этого канала – 7 верст, ширина – 12 саженей».
Наконец, приведем свидетельства Ф.Ф. Вигеля, знакомого Пушкина по Петербургу и Кишиневу: «‹Ничто не может быть отвратительней дороги из Перекопа в Симферополь: безводна степь, на которой все произрастающее мрачного оливкового цвета; зимой в большую грязь по ней нет почти проезда… Летом же в сухое время, если лошади хороши, пространство сие обыкновенно пролетают – вот от чего в самом жалком стоянии находились станционные домики».
Таков тон описаний всех путешественников, побывавших в уездном городке. В 1805 г. о Перекопе писал В. Измайлов: «Разрушенные стены, несколько домов, таможня, шесть или семь лавок, один батальон войска составляют Перекоп, который разделяет Россию с Тавридою. Нельзя без удивления смотреть на пространный и глубокий ров, проведенный через Перекоп от Гнилого моря до Черного на семь верст длины.
Через десять лет вот что писал о городе А.И. Михайловский-Данилевский: «Перекоп только по названию город, чему много примеров в России; в сущности же это не что иное, как деревня, в которой главные обыватели суть чиновники, служащие по соляной части. Ров, выкопанный от одного моря до другого, дает городу свое название; думать надобно, что ров сей в старину был мокрый. В Перекопе ветхая, негодная крепость, которую намереваются возобновить».
А вот каким был Перекоп в начале 30-х гг., когда Крым посетил Б.А. Корф, брат лицейского товарища Пушкина: «Глазам моим представился форштадт, состоящий из небольшого числа мазанок и двух или трех казенных домов; положение его на степной равнине весьма скучно, и в нем нет не только реки, но даже ручейка, однако ж он достоин любопытства. С правой стороны представляется Черное море, а с левой виден Сиваш, между ними находится перешеек, имеющий несколько верст длины. Проехав по всему перешейку, въезжаешь потом в город, в коем весьма небольшое количество домов, но который достоин, однако, примечания по своим замечательным соляным озерам. Проехав через город, видишь цепь высоких пирамидальных гор и главнейшую по всему Крыму Палат-гору Чатырдаг».
Видимо, впечатления Пушкина были аналогичными. Маловероятно, что поэт осматривал достопримечательности Перекопа: в дорогу он отправился, вновь мучимый обострившейся лихорадкой. Об этом свидетельствует Таврический губернатор А.Н. Баранов в письме братьям Тургеневым, замечая, что «Пушкин-поэт был у него с Раевским» и что он «отправил его в лихорадке в Бессарабию».Пушкин Бюст
Кроме того, поэту надо было спешить. Впереди была долгая дорога через Одессу к новому месту службы в Кишинёв.
Многочисленные исследователи Крыма, проезжавшие через Перекопский край, в своих путевых заметках отмечали, что предместье Армянский Базар больше походил на город, чем сам уездный город Перекоп. В книге «Путешествие по Тавриде в 1820 году» ее автор, известный в то время литератор и дипломат И.М. Муравьев-Апостол писал: «В трех верстах от Перекопа я проехал через Армянский Базар, селение в котором… торгуют всякой всячиной, больше овчинками или, как называют их, крымскими смушками. Это местечко, хотя не может равняться с малороссийским, однако же несравненно более похож на город, нежели сам Перекоп».
Директор Историко-краеведческого музея Л. Варшавская

IMG 20240528 094018 edit 1200829262568805

 

К Международному дню защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня, в музее Армянска открылась выставка "Советская игрушка: ностальгия и вдохновение". На выставке представлено более 100 советских игрушек. Сопровождается выставка уникальными и интересными фактами о создании игрушек. Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи. Это были звери, птицы, герои былин, сказок.
Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы били молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.
Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам. С развитием промышленности, средств передвижения менялось и содержание игрушек. Стали появляться автомобили, поезда и другой вид транспорта. Со временем появятся пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха – символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.
Еще один необходимый предмет в детских играх – мяч – не только для двигательной активности, но и для развития способности принимать и отдавать. На Руси игры с мячом были известны с глубокой древности – первые упоминания о них найдены в летописях X-XI веков. Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти.
Во всем мире известна и любима русская матрешка, один из самых узнаваемых символов России. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцами. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась матрёшка, внутри которой находилось 72 фигуры. Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

IMG 20240528 093910IMG 20240528 093915IMG 20240528 093919IMG 20240528 093926IMG 20240528 093933IMG 20240528 093937IMG 20240528 093946IMG 20240528 093952IMG 20240528 093957

Контактная информация

АДРЕС: 296012, Российская Федерация, Республика Крым, г. Армянск, м-н им.Генерала Васильева, 2

ТЕЛЕФОН: +7 (36567) 2-09-68

График работы музея

Понедельник-пятница / 08:00 - 17:00
Суббота / по заявкам
Воскресенье / выходной

Вход бесплатный