Сегодня, 6 июня, мы празднуем День русского языка, учрежденный Указом Президента Российской Федерации в 2011 году и посвящённый нашему родному языку - средству коммуникации, выражения культуры и национальной идентичности. Русский язык — это богатство слов и выражений, позволяющее нам передавать тончайшие оттенки эмоций и мыслей.
В этот день для студентов колледжа химической промышленности прошло мероприятие, посвящённое жизни и творчеству великого поэта А.С Пушкина. В ходе мероприятия ребята познакомились с творчеством выдающегося поэта, вспомнили биографию, с интересом прослушали любознательные факты из детской жизни поэта. Затем ребята отправились в путешествие по произведениям Александра Сергеевича. С большим интересом ребята поучаствовали в викторине, читали стихотворения А. С. Пушкина, слушали отрывки из сказок. В сопровождение мероприятия была подготовлена выставка «А. С. Пушкин - поэт на все времена». Литературное творчество Александра Сергеевича сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказки Александра Сергеевича Пушкина близки и дороги каждому, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую.
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Ее, как свет звезды, неся,
Как Пушкин, пламенно живите –
Жить нам без Пушкина – нельзя.
Они оставили след на Перекопской земле…к 225-летию со Дня рождения Пушкина
Помнят небо и травы степные:
Здесь бывал великий поэт.
Анна Александрова.
Перекоп был местом обязательной ночевки каждого путешественника, следовавшего в Крым и возвращавшегося обратно.
Путеводитель «Пушкинские места» констатирует, что Перекоп («шесть почтовых станций» от Симферополя) является последним населенным пунктом на севере Крыма, проехав который, поэт А. С. Пушкин «покинул <…>" землю, навсегда оставшуюся жить в его памяти и стихах». Сколько же времени было потрачено на проезд и как выглядел наш край в это время?
В том же 1820 г., недели через две после отъезда поэта отправился в обратный путь из Симферополя Г.В. Гераков. Он свидетельствует, что, выехав 29 сентября из губернского города в 11 часов утра, он прибыл в Перекоп в 8 часов вечера, остановившись на ночлег «в доме одной купеческой женки».
Двумя годами раньше Пушкина этот путь, только в обратном направлении, проделал адъютант Александра I А.И.Михайловский-Данилевский: «Я выехал в Симферополь часов в десять, – отмечал он. Сначала дорога идет степью; воздух: душный‚ и ничто не освежало его, нет ни реки, водою которой можно было прохладиться, ни дерева, чтобы отдохнуть под его тенью. Часу в восьмом я приехал в Симферополь». Очевидно, и Пушкин провел в дороге почти весь день: выехал из Симферополя в 10 или 11 часов утра и прибыл в Перекоп около 8 часов вечера. Г.В.Гераков оставил краткие замечания о дороге: «До Перекопа местоположение весьма недурно; есть селения; версты каменные и обошлись гораздо дешевле деревянных; мосты тоже каменные и хороши, дорога хороша, почтовые домы чисты и смотрители учтивы». Наутро он осмотрел Перекоп: «Рано походили по Перекопу, незавидному городку, где ничего не могли достать, даже молока, не токмо сливок. Холодно, а просто сказать, морозик, и это меня удивило; но степи зеленые».
Приблизительно в том же духе о Перекопе и дороге до Симферополя говорит К. Монтандон. Вот описание дороги Перекоп – Симферополь, которую Пушкин проехал в обратном направлении: В четырех верстах от Перекопа находится поселок Армянский Базар, основное население которого составляют армяне, занимающиеся изготовлением повозок и экипажей и мелкой торговлей с теми, кто приезжает за солью. Пятнадцатью верстами далее, в стороне от дороги, видно Старое Озеро, а за ним Красное озеро. Соль, добываемая в этих озерах, начинает кристаллизоваться около середины июня, добыча осуществляется в июле и августе. Путешественники, оказавшиеся здесь в это время года, могут отклониться от маршрута, чтобы понаблюдать этот процесс, столь же редкий, сколь интересный. О Перекопе К. Монтандон дает следующие сведение «Перекоп, называемый Ор-Капи (К. Монтандон ошибочно отождествляет Ор-Капи с Перекопом, на самом деле это крепость около Перекопа), – центр уезда с тем же названием входит в состав Таврической губернии. Это небольшое местечко, населенное, в основном, работниками солеварен и имеющие весьма унылый и очень грязный вид, известно своим целебным климатом. ЭТО ворота полуострова, которые минуют по мосту через большой, глубокий канал без воды, тянущийся от Сиваша до Черного моря. Длина этого канала – 7 верст, ширина – 12 саженей».
Наконец, приведем свидетельства Ф.Ф. Вигеля, знакомого Пушкина по Петербургу и Кишиневу: «‹Ничто не может быть отвратительней дороги из Перекопа в Симферополь: безводна степь, на которой все произрастающее мрачного оливкового цвета; зимой в большую грязь по ней нет почти проезда… Летом же в сухое время, если лошади хороши, пространство сие обыкновенно пролетают – вот от чего в самом жалком стоянии находились станционные домики».
Таков тон описаний всех путешественников, побывавших в уездном городке. В 1805 г. о Перекопе писал В. Измайлов: «Разрушенные стены, несколько домов, таможня, шесть или семь лавок, один батальон войска составляют Перекоп, который разделяет Россию с Тавридою. Нельзя без удивления смотреть на пространный и глубокий ров, проведенный через Перекоп от Гнилого моря до Черного на семь верст длины.
Через десять лет вот что писал о городе А.И. Михайловский-Данилевский: «Перекоп только по названию город, чему много примеров в России; в сущности же это не что иное, как деревня, в которой главные обыватели суть чиновники, служащие по соляной части. Ров, выкопанный от одного моря до другого, дает городу свое название; думать надобно, что ров сей в старину был мокрый. В Перекопе ветхая, негодная крепость, которую намереваются возобновить».
А вот каким был Перекоп в начале 30-х гг., когда Крым посетил Б.А. Корф, брат лицейского товарища Пушкина: «Глазам моим представился форштадт, состоящий из небольшого числа мазанок и двух или трех казенных домов; положение его на степной равнине весьма скучно, и в нем нет не только реки, но даже ручейка, однако ж он достоин любопытства. С правой стороны представляется Черное море, а с левой виден Сиваш, между ними находится перешеек, имеющий несколько верст длины. Проехав по всему перешейку, въезжаешь потом в город, в коем весьма небольшое количество домов, но который достоин, однако, примечания по своим замечательным соляным озерам. Проехав через город, видишь цепь высоких пирамидальных гор и главнейшую по всему Крыму Палат-гору Чатырдаг».
Видимо, впечатления Пушкина были аналогичными. Маловероятно, что поэт осматривал достопримечательности Перекопа: в дорогу он отправился, вновь мучимый обострившейся лихорадкой. Об этом свидетельствует Таврический губернатор А.Н. Баранов в письме братьям Тургеневым, замечая, что «Пушкин-поэт был у него с Раевским» и что он «отправил его в лихорадке в Бессарабию».
Кроме того, поэту надо было спешить. Впереди была долгая дорога через Одессу к новому месту службы в Кишинёв.
Многочисленные исследователи Крыма, проезжавшие через Перекопский край, в своих путевых заметках отмечали, что предместье Армянский Базар больше походил на город, чем сам уездный город Перекоп. В книге «Путешествие по Тавриде в 1820 году» ее автор, известный в то время литератор и дипломат И.М. Муравьев-Апостол писал: «В трех верстах от Перекопа я проехал через Армянский Базар, селение в котором… торгуют всякой всячиной, больше овчинками или, как называют их, крымскими смушками. Это местечко, хотя не может равняться с малороссийским, однако же несравненно более похож на город, нежели сам Перекоп».
Директор Историко-краеведческого музея Л. Варшавская
К Международному дню защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня, в музее Армянска открылась выставка "Советская игрушка: ностальгия и вдохновение". На выставке представлено более 100 советских игрушек. Сопровождается выставка уникальными и интересными фактами о создании игрушек. Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи. Это были звери, птицы, герои былин, сказок.
Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы били молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.
Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам. С развитием промышленности, средств передвижения менялось и содержание игрушек. Стали появляться автомобили, поезда и другой вид транспорта. Со временем появятся пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха – символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.
Еще один необходимый предмет в детских играх – мяч – не только для двигательной активности, но и для развития способности принимать и отдавать. На Руси игры с мячом были известны с глубокой древности – первые упоминания о них найдены в летописях X-XI веков. Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти.
Во всем мире известна и любима русская матрешка, один из самых узнаваемых символов России. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцами. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась матрёшка, внутри которой находилось 72 фигуры. Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.