Блокада города Ленинграда (ныне Санкт Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
В этот день 80 лет назад началась битва за Ленинград, продемонстрировавшая всему миру невероятное мужество, упорство и стойкость защитников города. Битва имела большое политическое и военно-стратегическое значение. Она оказала влияние на ход военных действий на других участках советско-германского фронта. Победа была достигнута усилиями всех видов Вооружённых Сил при активном участии партизан. Она продлилась до 9 августа 1944 года и включила в себя 872 дня страшной блокады.
Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900 дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.
Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.
Осенью на Ладожском озере, из за штормов, движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.
В ночь с 22 на 23 ноября в 1941 году начала функционировать «Дорога жизни» в блокадный Ленинград. Точнее, зимний вариант этой дороги – по льду Ладожского озера. Первоначально её называли дорогой смерти – многие не доезжали до спасительного берега. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально – Военно-автомобильная дорога № 101). Она протянулась по льду Ладожского озера на 71 км и в первую блокадную зиму просуществовала 152 дня.
В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.
Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью – энергетический кабель.
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8 11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 100 км.
27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.
Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).
Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда", которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город Герой".
Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 года 27 января установлен как День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Научный сотрудник Историко-краеведческого музея г. Армянска В.В. Ермоленко.
Иван Порфирьевич Корявко генерал-майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).
Иван Корявко родился 2 сентября 1906 года в селе Пигаревка, Украина. Рано остался без родителей, после окончания четырёх классов школы работал кузнецом, затем на строительстве водохранилища в Крыму. В 1926 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1930 году он окончил Ленинградское военно-инженерное училище, в 1938 году ˗ Высшие академические курсы при Военно-инженерной академии. В 1940 году в звании подполковника руководил в Прибалтийском особом военном округе 5-м управлением оборонительного строительства, возводившим оборонительные рубежи в районе Паланги и Кретинга. С июня 1941 года ˗ на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Северо-Западном, Донском, Сталинградском, Южном, 2-м и 4-м Украинском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Краснодарского края, Украинской ССР, Крыма, Польши.
Иван Порфирьевич был командиром 43-й отдельной бригады специального назначения. За отличия в боях при прорыве сильно укреплённой обороны противника при Освобождении Армянска, когда бригада штурмовала одиннадцатиметровый залив у Перекопа, бригаде было присвоено наименование «Перекопской», а с мая 1944 года она стала 23-й отдельной мото-штурмовой инженерно-сапёрной бригадой 13-й армии 1-го Украинского фронта.
Отличился во время форсирования Одера. Когда передовые части армии вышли к Одеру в районе Штейнау (ныне ˗ Сцинава) и обнаружили, что мост взорван противником, бригада Корявко И. П. получила приказ навести новый. Первый построенный ей мост был сорван ледоходом, и тогда части бригады успешно соорудили ещё два высоких моста, по которым остальные части успешно переправились. Все работы велись в исключительно тяжёлых условиях постоянных бомбардировок и артобстрелов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года за «умелое руководство боевыми действиями инженерно-саперной бригады по захвату плацдарма на правом берегу реки Одер, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом» полковник Иван Корявко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 6063. Был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени и Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, польским орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени, рядом медалей.
Иван Порфирьевич Корявко почётный гражданин города Армянск. Бюст Корявко установлен во втором микрорайоне нашего города, которой достойно носит его имя.
После окончания войны Иван Корявко продолжил службу в Советской Армии. В 1958 году в звании генерал-майора он был уволен в запас. Проживал в Москве. Умер 16 июня 1980 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Научный сотрудник Историко-краеведческого музея г. Армянска В.В. Ермоленко.
В муниципальном бюджетном учреждении "Историко-краеведческий музей" города Армянска Республики Крым проводится фестиваль при поддержке Фонда президентских грантов.
Всех желающих приглашаем в "Историко-краеведческий музей"
Подольские курсанты 3 сентября 14:30
Небо измеряется милями 3 сентября 14:30
Ботальон 6 сентября 11:00
Александр Невский 6 сентября 14:30
Школьные принадлежности прошлых лет. Эволюция предметов.
Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. Зайдите в любой канцелярский магазин – чего там только нет! Но вспомните, как обстояли дела со школьными принадлежностями в советские времена? Чем писали и рисовали наши родители или мы сами? На нашей выставке мы совершим ностальгическое путешествие по миру школьных принадлежностей, которые были у каждого ребенка в СССР.
Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика.
Но во все времена школьная атрибутика была разной. С годами она совершенствовалась и видоизменялась. А как это происходило, можно узнать на интерактивной выставке школьных принадлежностей прошлых лет в Историко-краеведческом музее города Армянска.
За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. На выставке представлены те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам.
Музейными ценностями на выставке являются: глобус 1964 года, тетради –обратные стороны которых всегда содержали полезную и увлекательную информацию 1950-х годов, пропись по чистописанию 1972 года, своеобразные дневники посещения, расписания уроков, школьная форма 1960-1980 годов, касса букв и слогов 1966 года, Букварь 1985 года, готовальни 1980 года, представлена эволюция ручек, учебники. А так же чернильницы-непроливайки, которые благодаря особой форме не протекали при опрокидывании. О назначении многих предметов современные школьники теперь даже не догадываются.
Школьная форма… О ней особый разговор. В 50-60-х годах коричневые платьица с фартуками, у которых были очень широкие лямки, практически закрывающие всю спину. Затем мода сделала свои поправки: у фартучков лямки стали уже, а фасон платьев стал очень разнообразным: юбка в складочку, прямая, со встречными складками, юбка-полусолнце… На любой вкус и фигуру! Но обязательно с кружевными воротничками и манжетами. Сколько выдумки, творчества прикладывали школьницы, чтобы сделать свой школьный наряд разнообразнее: сами шили гипюровые воротники с завязочками, манжеты крахмалили, стирали каждую неделю или меняли – пришивали новые. Экспериментировали с длиной платья и рукавов, когда к концу года «локти» начинали предательски проглядывать. Фартучки с кружевами и без, с рюшками, воланами…
Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen – сумка) были распространены еще с XVIII века.
В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.
Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. А сейчас его можно встретить, на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.
У советских школьников имелся широкий ассортимент линеек. С помощью тактической линейки с удовольствием чертили всевозможные фигуры, подчеркивали и рисовали фигурные скобки на уроках математики. Также логарифмические линейки в те годы использовались в школах. Они были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений. С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой. Для многих учеников все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно.
Карандаши «Полицвет», металлические линейки, транспортиры и знаменитые карандаши «Кохинор» – этими вещами пользовались советские школьники на уроках рисования, геометрии и других предметов. Карандаши «Кохинор» чешского производства ценились гораздо больше, чем отечественные, как, собственно, и все товары этого производителя, особенно ластики. Были и автоматические карандаши со сменными грифелями, но не тонкими, как сейчас, вполне обычными. Счеты и счетные палочки были очень популярны в советской школе. С их помощью юные ученики обучались счету, сложению и вычитанию. Счеты уже канули в Лету, а счетные палочки сейчас используются, как правило, только в дошкольных учреждениях и в очень редких случаях – в первом классе. Потом в советское время появились первые электронные калькуляторы, сначала они были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем.
В советские школьные годы не было принтеров и ксерокса. Разные копии делали с помощью копировальной бумаги. Точилки появились позже, точили карандаши лезвием или острым ножом. А с помощью точилок иногда надо было долго добиваться «правильного» грифеля, мог и карандаш закончиться.
Трафареты у советских школьников появились в 80-х годах. Они часто приходили на помощь для создания красивых титульных листов. Они были универсальные и простые в использовании, поэтому трафарет выручал очень долго.
Почему выставка интерактивная? На ней любой желающий сможет проверить свои навыки письма при помощи пера и чернил, а так же воспользоваться счетами и логарифмической линейкой.
Все эти вещи надолго останутся в нашей памяти и будут напоминать о советском периоде в истории нашей страны.
Выставка посвященная государственному флагу Российской Федерации
Российский триколор получил статус национального флага 22 августа 1991 года. К этому моменту он уже имел 300-летнюю историю. За три века Россия неоднократно меняла свой флаг, однако в итоге вернула исторический государственный символ, который впервые ввел Петр I.
Государственный флаг в России появился на рубеже XVII XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело сине красный флаг был поднят на первом русском военном корабле "Орел", в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Законным же "отцом" триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело сине красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.
В 1858 году император Александр II утвердил рисунок "с расположением гербовых черно желто белого цветов империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях". А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы "государственными цветами России".
В Советской России более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг.
Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным символом России триколор. Указом президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации.
25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации". В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней ˗ белого, средней ˗ синего и нижней ˗ красного цвета. Отношение ширины флага к его длине ˗ 2:3.
Что нельзя делать с флагом? Надругательство над флагом — уголовно-наказуемое деяние, за которое предусмотрено наказание статьей 329 Уголовного кодекса. Виновнику грозит лишение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок.
Что можно делать с флагом? Закон разрешает гражданам беспрепятственно вывешивать флаг своей страны на жилых домах, личных автомобилях, размещать в офисах, приносить на массовые публичные мероприятия.
#ДеньфлагаРФ#триколор#музейАрмянска#август#