ПЕРЕКОПСКИЕ КОРНИ писателя, сценариста, переводчика драматурга М.М. ЗОЩЕНКО.
Художник-мозаичист ЗОЩЕНКО М.И.
Михаил Иванович Зощенко, отец известного советского писателя – Михаила Михайловича Зощенко, родился 9 января 1857 года в уездном городе Перекоп, Таврической губернии в семье чиновника.
Из послужного списка деда писателя – Ивана Николаевича Зощенко (1822-1904) можно узнать, что он поступил на службу в 1843 году. В 50-60-е годы 19 столетия работал в Перекопском отделении Колониального управления и Попечительного комитета об иностранных поселенцах Южного края России.
В это время у него и его жены Любови Аврамовны, родились сыновья: Михаил (09.01.1857г.р.) и Николай (13.10.1861г.р.). Записями в метрических книгах православной церкви Св. Николая, в г. Перекопе 1866-1868 годов подтверждается рождение в 1866 году, в семье титулярного советника Зощенко И.М. дочери Клавдии (ее судьба пока неизвестна); смерть дочери – Анастасии 3-х лет и в 1868 году рождение и смерть сына Никанора.
В дальнейшем Зощенко И.Н. оставил службу в Перекопе и с семьей перебрался в г. Мелитополь, где с 04.12.1869 года до 01.04.1892 года работал смотрителем больницы, имел медаль «О войне 1853-56г», орден Св. Владимира 4 степени, и годовое содержание – 900 рублей.
Иван Николаевич, как и его отец, Николай Акимович Зощенко получили дворянство в 1883 и 1841 годах соответственно, по собственным заслугам с записями в 3-й части Дворянской книги Полтавской губернии. (Михаил Иванович, и уже его сын – Зощенко Михаил Михайлович подтвердили свою принадлежность к дворянскому сословию 1883 и 1911 годах).
Позже, в своем рассказе «Закрытое сердце», писатель Зощенко М.М. о своем деде напишет следующее: «Приехал дедушка. Это отец отца. Он приехал из Полтавы. Я думал, что приедет дряхлый старичок с длинными усами и в украинской рубашке. И будет петь, плясать и рассказывать нам сказки. Наоборот. Приехал строгий высокий человек. Не очень старый, не очень седой. Поразительно красивый. Бритый. В черном сюртуке. И в руках у него был маленький бархатный молитвенник и красные костяные четки. И я удивился, что у нас такой дедушка. И захотел с ним о чем-нибудь поговорить. Но с нами, с детьми, он не стал разговаривать. Он только немного поговорил с папой. А маме сердито сказал:
— Сами виноваты, сударыня. Слишком много народили детей. И тогда мама заплакала и ушла в свою комнату. И я еще больше удивился, что у нас такой дедушка, который недоволен тем, что у мамы родились дети, среди которых был я...». А далее у маленького Миши произошел конфликт со своим дедом.
Михаил Иванович Зощенко, после обучения в Харьковском реальном училище (с 1874 по 1876 г.), в 1876 году поступил в Императорскую Академию художеств вольным слушателем, а в 1877 году был принят в число ее учеников.
В 1881 году на обучение в Императорскую Академию художеств был принят и младший брат Михаила Ивановича, Николай Зощенко, но по болезни курс обучения он не окончил.
За время пребывания в Академии, Зощенко М.И. получил две малые серебряные медали за этюды с натурщиков. 31 октября 1884 года курс обучения в Академии им был пройден с присвоением звания неклассного художника.
С этого времени Михаил Иванович принимал участие в передвижных художественных выставках (XVI выставка – картина «Волостной суд», XVIII выставка – «В ожидании найма», XX выставка – «Моя крошка», XXI выставка – «письмо от кормильца»), 8-й периодической выставке Московского общества любителей художеств; был членом общества петербургских акварелистов, сотрудничал с журналами «Нива» и «Всемирная иллюстрация», а также «Гусляр», «Север», «Родник».
Входил в «Товарищество русских художников-иллюстраторов», которое ставило целью «поднять общий уровень рисовального дела в России и положение русских художников-иллюстраторов».
Принимал участие в иллюстрировании «Первого иллюстрированного издания стихотворений Кольцова А.В.»; альбома «Фантастические повести» Гоголя Н.В.(«Майская ночь или утопленница», акварель), 1892г.; «Первого сборника товарищества Русских художников-иллюстраторов», изданный в пользу пострадавших от неурожая в 1892 году. Иллюстрировал некоторые произведения Достоевского Ф.М.(«Неточка Незванова», «Преступление и наказание» в журнале «Нива»).
В 1888-89г. Зощенко М.И. снимал квартиру у академика-мозаичиста Васильева П.С., и вероятно тогда, познакомился с его падчерицей – Еленой Иосифовной Суриной. В 1890 году они сочетались браком, а в 1891 году у них родилась первая дочь, через два года – вторая. Третьим ребенком был будущий писатель – Михаил Михайлович Зощенко, а всего в их семье родилось восемь детей.
Зощенко Михаил Иванович.
Сурина Елена Иосифовна.
Небольшой и не постоянный доход заставил молодого художника в 1893 году поступить учеником в мозаичное отделение Императорской Академии художеств (скорее всего при содействии отчима супруги). А в 1896 году Зощенко М.И. был утвержден младшим художником-мозаичистом.
Семье приходилось часто менять места жительства, одно время проживая в квартире дома, принадлежавшего известному русскому художнику Куинджи А.И.
В 1903 году М.И.Зощенко было поручено выполнить мозаичную работу для часовни на месте кончины наследника цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича в Абас-Тумане (Абастумани – ныне территория Грузии). Эта работа проводилась по картине Свиньина В.Ф.
28.11.1903 года Михаил Иванович начал мозаичную работу для Музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге – панно по оригиналу художника Шабунина А.Н., изображающее отъезд А.В.Суворова в итальянский поход 1799 года из его родового имения – села Кончанского. 06.05.1905 года за эту работу Зощенко М.И. был награжден Орденом Св. Станислава 3-й степени.
В юбилейном издании Императорской Академии художеств 1914 года в числе великого множества русских художников, связавших свою жизнь с работой в этом заведении, можно найти и запись о Зощенко М.И.
Имеется упоминание, что Михаил Иванович пробовал себя в гравюре под руководством академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. К сожалению, работа осталась незаконченной.
В рассказах о своем детстве писатель Зощенко Михаил Михайлович не раз изображал отца – Михаила Ивановича, человеком образованным, интеллигентным, честным, строгим, но очень справедливым, и эти же качества он старался передать и своим детям. Воспитанию и образованию детей уделялось особое внимание. Несмотря на не большой доход семьи, сыновья и дочери при жизни Михаила Ивановича, за исключением совсем маленького сына Виталия обучались в гимназиях и других учебных заведениях.
Согласно постановления Совета Императорской Академии художеств от 06.02.1906г., Михаил Иванович получил свидетельство на право преподавания в средних учебных заведениях, по ранее, поданному им прошению от 31.01.1906г. С этого времени он стал преподавать в Высшем художественном училище.
Будучи человеком малоразговорчивым, Зощенко М.И. прекрасно переносил свои чувства и эмоции на полотна. Все стены их петербургской квартиры были увешаны картинами и рисунками.
Беда семью Зощенко настигла неожиданно. 27 декабря 1907 года Михаил Иванович внезапно умер от паралича сердца. Обстоятельства смерти отца и свои переживания от произошедшего, Зощенко М.И. изложил позже в рассказах: «Разрыв сердца», «Да, он умер», «На кладбище» (сборник «Перед восходом солнца»).
Похоронили Зощенко М.И. на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. На кладбище присутствовали: заведующий мозаичным отделением Императорской Академии художеств, профессор Чистяков П.П., академики: Мясоедов П.Е., Кудрин И.И., Рыжиков П.И. и почти все художники мозаичного отделения.
В опубликованном некрологе было указано, что Зощенко Михаил Иванович принимал участие в мозаичных работах в Исаакиевском соборе, в Санкт-Петербурге (Царские врата по оригиналу проф.Майкова, пророк Даниил по оригиналу проф.Живаго и др.).
Супруге художника, Елене Суриной, пришлось весьма продолжительное время оббивать пороги различных ведомств, чтобы выпросить пособие на оставшихся с ней восьмерых детей. В этот период ей пришлось продать большую часть картин своего умершего супруга, чтобы содержать семью.
На весенней выставке в Академии художеств был устроен особый зал из произведений Зощенко М.И. Картины художника в журнале «Золотое руно» №3-4 1908г. были подвергнуты резкой критике.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА ЗОЩЕНКО М.И.
«Водка», рисунок, 1889г., Краснодарский краеведческий художественный музей им. Кова-
ленко Ф.А.;
«Скатерть-самобранка», иллюстрация, 1890г,, Краснодарский краеведческий художест-венный музей им. Коваленко Ф.А.;
«Дамы-поощрительницы», рисунок, 1891г., Краснодарский краеведческий художествен-ный музей им. Коваленко Ф.А.;
«Жатва», рисунок, 1900г., Краснодарский краеведческий художественный музей им. Кова-ленко Ф.А.;
«У плетня», картина, 1890-е г., Краснодарский краеведческий художественный музей им. Коваленко Ф.А.;
«В крестьянской избе», картина, Краснодарский краеведческий художественный музей
им. Коваленко Ф.А.;
«Тип крестьянского мальчика», картина, Краснодарский краеведческий художественный музей им. Коваленко Ф.А.;
«Дети у плетня», 1890г., гравюра, Государственный литературный музей ХХ век, г. Санкт-Петербург;
«Дети художника», картина, конец ХIХ века- начало ХХ века, Государственный литературный музей ХХ век, г. Санкт-Петербург;
«Крестьянин», картина, Государственный литературный музей ХХ век, г.Санкт-Петер-бург;
«Украинский пейзаж», картина, Государственный литературный музей «ХХ век», г.Санкт-Петербург;
«Портрет неизвестной», картина, 1884г., Государственный Русский музей, г.Санкт-Петербург;
«Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», мозаика, 1898г., Церковь Казанской иконы Божьей матери, пос. Вырица;
«Наемный труд (В ожидании найма)», картина, 1890г., Государственный музей политической истории России;
«Волостной суд», картина, 1888г., Государственная Третьяковская галерея, г. Москва;
«Свой вор», картина, 1889г.;
«Гадание», картина, 1890-е г.;
«В тишине», картина.;
«Письмо кормильца», картина, 1893г., Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
«Отъезд А.В.Суворова в итальянский поход 1799 года из его родового имения – села Кончанского». Мозаика. 1905г., панно по оригиналу художника Шабунина А.Н., Государственный мемориальный музей А.В.Суворова, г.Санкт-Петербург;
«Вознесение Христа», мозаика, по оригиналу Т.А.Неффа, исполнили М.Зощенко, В.Болотнов, И.Вершинин, Исаакиевский собор, Санкт-Петербург;
«Пророк Даниил», мозаика, по оригиналу С.А.Живаго. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.
«Бабушка и внучка», 1890-е годы, Историко-этнографический музей г.Ирбит, Свердловской области.
Коротенко Руслан Николаевич, краевед (г. Красноперекопск)
9 августа – Международный день коренных народов мира.
Этот праздник утвержден Генассамблеей ООН в 1994 году, чтобы привлечь внимание к вопросам здоровья, сохранения традиций, языков и культур представителей коренных народов.
476 миллионов человек, живущие в более чем 90 странах мира. Носители уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. Коренные малочисленные народы – это лишь пять процентов всего населения Земли, но при этом 15 процентов беднейших жителей планеты. Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства языков мира, общее количество которых составляет около семи тысяч. Для сохранения их самобытности и защиты прав и интересов в ООН отмечают Международный день коренных народов.
На протяжении многих лет коренные народы отстаивают право сохранить свою культуру, владеть исконными территориями и распоряжаться природными ресурсами. Несмотря на различия в происхождении и традициях, коренные народы по всему миру сталкиваются со схожими проблемами. В подавляющем большинстве стран они относятся к категории наиболее уязвимых и нуждающихся групп населения. Они проживают в отдаленных лесах, богатых природными ресурсами, на территории Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Индии, Индонезии, Колумбии, Папуа-Новой Гвинеи, Перу и Эквадора. Эти группы предпочитают жить обособленно от остального мира, а их мобильность позволяет им заниматься собирательством и охотой, тем самым сохраняя свою культуру и языки. Эти народы зависят от экологической среды, и любые изменения в естественной среде проживания могут создать угрозу для целой общины. Несмотря на свое право на автономию, закрепленное в Декларации ООН о правах коренных народов, коренные народы в условиях добровольной изоляции и на стадии первоначальных контактов сталкиваются с особыми проблемами, которые часто остаются незамеченными окружающим миром. Развитие сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, туризма и освоение природных ресурсов на их территориях приводят к вырубке лесов, нарушению их образа жизни и разрушению природной среды, которую они охраняли на протяжении многих поколений.
Для обсуждения проблем коренных народов и поиска их решений под эгидой ООН действует Постоянный форум по вопросам коренных народов, а 9 августа ежегодно отмечается Международный день коренных народов. Это также касается взаимоотношений человека с природой. Коренным народам удается сохранять свою самобытность, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой они существуют. Несмотря на все культурные различия, перед коренными народами планеты стоят общие проблемы, связанные с защитой собственных прав как самобытных народов.
Международное сообщество признает необходимость принятия мер для защиты прав коренных народов и содействия сохранению ими своей культуры и образа жизни.
Для России этот день имеет особое значение, поскольку в нашей стране издревле в мире и согласии проживают представители около двухсот национальностей, говорящие на 270 языках, из них к малым коренным народам относят 47 этносов численностью менее 50 000 человек. Абазины, ненцы, кумандинцы, манси, ханты, вепсы, эвенки, эвены, бесермяне, орочи, ульчи, алеуты, камчадалы, кеты, каряки, вивхи, саамы, сейкупы, телеуты и шорцы… Все – это народы, населяющие Россию. Самые многочисленные – ненцы – 44 000, самые малочисленные – кереки, их всего четверо.
Коренные народы проживают на территории своих предков, поддерживают исторические традиции и обычаи, занимаются свойственными только им промыслами. Язык и культура этих народов часто нуждается в сохранении.
Пример работы по сохранению наследия коренных малочисленных народов Сибири и Крайнего Севера – аудиобиблиотека сказок коренных народов Севера. Цифровой формат позволяет миллионам людей из любой точки страны и мира открыть для себя загадочную вселенную древних мифов и волшебных легенд коренных народов Крайнего Севера.
Российское законодательство определяет коренные народы объектами особой правовой защиты, носителями коллективных и индивидуальных прав. Уникальное многообразие обычаев, традиций, языков – наше общее бесценное достояние, которое мы оберегаем и развиваем. Поддержка коренных малочисленных народов – приоритетная задача для Российской Федерации, залог укрепления нашего общества перед лицом новых вызовов.
Кроме того, коренные народы играют важную роль в сохранении биологического разнообразия и экосистем на планете. Стремительное развитие современного общества и их исторические территории часто сталкиваются с угрозами разрушения, высушивания рек, вырубки лесов и изменения климата. Однако благодаря уникальной жизненной философии и глубокому знанию местной среды коренные народы мира имеют важные знания и практики в области устойчивого использования ресурсов и природопользования. Коренные народы, живущие в условиях добровольной изоляции и на стадии первоначальных контактов, являются лучшими защитниками лесов. Там, где защищены их коллективные права на земли и территории, леса процветают, равно как и их общества. Их выживание критически важно не только для защиты нашей планеты, но и для сохранения культурного и языкового разнообразия. В современном гиперсвязанном мире существование коренных народов в условиях добровольной изоляции и на стадии первоначальных контактов является свидетельством богатой и сложной мозаики человечества, и их утрата станет огромной потерей для нашего мира.
Международный день коренных народов мира является возможностью подчеркнуть важность и уникальность их культуры и наследия. Он даёт возможность закрепить в сознании человечества важность соблюдения их прав и свобод, понимание их связи с природой. Через образовательные, культурные мероприятия и публичные дебаты мы можем поддержать усилия по защите прав коренных народов и привлечь внимание к вопросам, связанным с их уникальными знаниями и опытом. Это день, когда мы можем вместе напомнить себе и всему миру о признании и уважении их традиций, языка и знаний, а также поддержать их права на сохранение уникального наследия для будущих поколений.
Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World's Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов. С 2022 по 2032 год объявлено очередное десятилетие коренных народов. Оно посвящено сохранению уникальных языков, многие из которых находятся на грани исчезновения.
Знаете ли вы?
• Хотя коренные народы составляют менее 6% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходится именно на них.
• Территории коренных народов занимают 28% поверхности Земли и включают 11% мировых лесов. Коренные народы являются хранителями большей части оставшегося в мире биоразнообразия.
• Продовольственные системы коренных народов обладают высокой степенью самообеспечения, производя от 50 до 80% необходимых продуктов питания и ресурсов.
• Еще несколько десятилетий назад в башкирском языке не было ненормативной лексики. По мнению историков, это связано с тем, что у этого народа было запрещено ругаться рядом с женщинами, детьми и старейшинами. Кроме того, считалось, что сквернословие может навредить говорящему.
• Чукчи из России и эскимосы с Аляски много лет воевали друг с другом, что чуть не привело к конфликту между Советским Союзом и США в 1947 году.
• Самый северный народ Евразии – коряки. Они живут на севере Камчатки.
• Коренной народ Таймыра нгасаны придерживался необычного летоисчисления. Год делился на два – летний и зимний, наступавший после выпадения снега и гона оленей. Возраст также считался по удвоенной системе, поэтому нгасаны были вдвое «старше» ровесников из других народов.
• В Калмыкии, Туве и Бурятии подавляющее большинство населения исповедует не православие, а буддизм. При этом калмыки – единственный народ в Европе, для которого буддизм является традиционной религией. Их предки ойраты приняли эту веру еще в XVI веке.
• У приамурского малого народа негидальцев существует поверье, что нельзя всё время спать на одной половине дома, иначе жилище перевернется, как лодка.
Коренные народы являются носителями 5000 различных культур и подавляющего большинства языков мира, общее количество которых составляет около семи тысяч.