Армянск — родина выдающегося художника-мариниста конца ХIX и начала ХХ веков Эммануила Магдесяна. Несмотря на свои скромные геополитические параметры северокрымский город Армянск, чей официальный возраст насчитывает 280 лет, может вполне гордиться своей историей, в которой есть место интересным событиям экономики, торговли, Крымской войны 1853-1856 года, революции, гражданской и Великой Отечественной войны, социалистического строительства (Северокрымский канал и химический завод-гигант), но есть в его истории и жемчужины культуры.
Одна из них, несомненно, жизненная и творческая история выдающегося мариниста, ученика и родственника по материнской линии самого мэтра маринистики Ивана Константиновича Айвазовского, Эммануила (Манука) Магдесяна, который в 1857 году родился и вырос в городе Армянске, носившем тогда название Армянский Базар, в бедной армянской семье Акопджана (Якова) и Гаяне Магдесян. В современном Армянске далеко не все знают об этом значительном факте истории и культуры не только Армянска и Крыма, но и российской живописи.
Некоторые с удивлением спрашивают, почему одна из небольших улиц города названа улицей Магдесяна, а некоторые предполагают: такое название из списка героев военачальников периода войн советской истории как-то: генерала Корявко, генерала Васильева, Сопина; писателя Аркадия Гайдара, погибшего во время Великой Отечественной войны. Приятно сознавать культурные связи в названиях своего города.
Биография Эммануила Магдесяна
Что же ещё известно об этом художнике пытливым армянцам? Художник Э. Магдесян прожил 52 года и умер, что называется, на боевом посту своей творческой деятельности — за мольбертом с кистями в руках (завершил картину «Утро» и подписал её) — почувствовал резкую и, как оказалось, смертельную боль в сердце, и его не стало.
Но творческие люди продолжают жить в своём творческом наследии, а оно у Магдесяна объёмное и содержательное, получившее признание передовой общественности царской России, в частности, в Петербурге и Москве, в Одессе и Харькове, где его изумительно тонкие натурные пейзажи экспонировались на знаменитых передвижных выставках и залах Академии художеств.
Творческая история художника началась с того, что по совету своего кумира и родственника, знаменитого уже Айвазовского,не раз бывавшего в доме Магдесянов в городе Армянский Базар, юноша Магдесян поступил в 1878 году в Петербургскую Академию художеств в пейзажный класс успешного мариниста профессора В. Д. Орловского, страстно любившего море и путешествия, предпочитавшего писать пейзажи только с натуры, акцентируя работу над картиной через натурные этюды. Этого же он требовал и от своих учеников. Магдесян послушно следовал советам учителя, но эталоном, недосягаемым образцом вершин маринистики для него оставался Иван Константинович.
Все 14 лет обучения Эммануила Магдесяна в Академии знаменитый родственник не оставлял своего подопечного: следил за его участием в творческих выставках, помогал профессиональными советами и деньгами. Примечательно, что деньгами помогал всем его однокурсникам, чтобы не унизить его в бедности.
Через шесть лет учёбы, а к тому времени он удостоился за творческие успехи в живописи сначала малой, а затем и большой серебряной медали, Магдесян был приглашён жить и работать каждое лето в Феодосию в мастерской самого Айвазовского.
По окончании Академии он остался стажироваться у Айвазовского и снискал его уважение и доверие настолько, что мэтр попросил перед отъездом на выставку в Чикаго сделать копии огромных по формату своих оригиналов:
• Торжественное вступление Христофора Колумба со свитой 12 октября 1492 года на остров Сан-Сальвадор;
• Колумб спасается на мачте по случаю пожара на португальском судне», «Колумб на палубе, окружённый недовольным экипажем»;
• «Корабль «Санта-Мария» при переезде через океан».
Это была честь, награда и обучение высокому мастерству и, по всей вероятности, фактическая благодарность за расположение к нему великого мариниста.
Столь длительное влияние Айвазовского безусловно было плодотворным, но давало поверхностным критикам и зрителям возможность обвинять художника в подражательности, хотя Магдесян во многом шёл своим творческим путём: писал в отличие от мэтра полотна небольших размеров, основываясь на этюдной технике пленэра с натуры,отличался тщательной прорисовкой деталей.
Айвазовский же был импрессионистом в реализме — он писал свои картины по памяти и по ощущению морской стихии. Что стоит только его непревзойдённая картина «В волнах» с отчётливым ощущением того, что вся эта кипящая пеной и брызгами масса воды хлынет с огромного полотна на зрителя.
Если проводить параллель в музыкальном восприятии творческой манеры этих замечательных маринистов, то Айвазовский, нам кажется, — это симфония, а Магдасян — это камерная музыка, близкая скорее всего к мотивам музыканта Спендиарова, с которым дружески общался художник, живя и вдохновенно работая в Судаке.
Картинная галерея Эммануила Магдесяна
В 1896 году Магдесян открыл собственную картинную галерею в Симферополе, где были представлены его уже признанные полотна и подаренные картины. Это была первая публичная выставка живописи в столице Крыма. И хотя критики признавали оригинальность живописных произведений Магдесяна, но всё же отодвигали его в тень имени его великого учителя, И. Айвазовского, чью технику написания реалистических морских пейзажей он, дескать, наследовал.
Резонансная картина Магдесяна «Прибой», с которой он приехал на очередную весеннюю выставку в в Академию художеств, была настолько эстетически совершенная, что сбила с толку петербургских ценителей живописи и они в один голос относили её к творчеству Айвазовского, не заметив ни не характерный для Айвазовского колорит, ни тщательную предметную детализацию. Эта картина и до сих пор украшает зал № 11 второго корпуса Национальной картинной галереи имени И.Айвазовского.
Находясь в Петербурге и узнав, что Айвазовский при смерти, Магдесян поспешил в Феодосию и успел попрощаться со своим великим учителем, о котором он скорбел все оставшиеся 8 лет жизни, навещая мастерскую в Феодосии, где по разрешению вдовы он работал. Работал над своим собственным стилем. Одна из поздних его картин «Море и облака» яркое и убедительное тому свидетельство: образ вечной, величественной, гармоничной природы успешно воплощён в ритмичной соразмерности стихий воды и воздушной массы, в тонком по гамме колорите более тёмного моря и жемчужно-серебристых облаков в размытой дымкой голубизне неба.
Вот так и оставался какое-то время маринист Магдесян в забвении по разным причинам, одна из которых — утрата оригинальных полотен Магдесяна в 1941 году, хранившихся в большом количестве в Симферопольском музее живописи, а вторая — небольшое число остальных сохранившихся полотен является достоянием частных коллекционеров.