296012, г. Армянск, м-н им. Генерала Васильева, 2   |   +7 (36567) 2-09-68

Вопрос о месте последней ночевки Пушкина в Крыму.

Вопрос о месте последней ночевки Пушкина в Крыму.
12-14 (24-26 по н.ст.) сентября 1820 г. Пушкин отправляется в обратную дорогу из Симферополя к месту службы.
В литературе, посвященной пребыванию Пушкина в 1820г. в Крыму, описание его путешествия практически заканчивается Симферополем. М.И.Выгон, например, ограничивается замечанием, что из Симферополя поэт через Одессу направился в Кишинев. Путеводитель «Пушкинские места» констатирует, что Перекоп («шесть почтовых станций» от Симферополя) является последним населенным пунктом на севере Крыма, проехав который, поет «покинул <…> землю, навсегда оставшуюся жить в его памяти и стихах».
По сути, путеводитель повторяет схему изложения материала в «Летописи жизни и творчества А.С.Пушкина», в которой лишь перечислены важнейшие города на пути из Симферополя в Одессу: Перекоп, Берислав, Херсон, Николаев.
Между тем совершенно очевидно, что Пушкин не просто проехал Перекоп – он в нем останавливался на свой последний на крымской земле ночлег. Именно в таком качестве (место отдыха и ночлега) Перекоп фигурирует во всех дорожниках начала ХIХ в. Это видно из описания «главной почтовой дороги» у М. Вистицкого: Симферополь – Минлерчик (26 верст), Треабланы (15), Айбар (22), Дюрмень (24), Ушунь (19), город и крепость Перекоп (26) – всего 132 версты. Аналогичный материал дает «Почтовый дорожник» 1829 г.: Симферополь – Сарабуз (17 верст), Трех-Абламы (24), Айбары (22), Дюрмень (24), Ишунь (21), Перекоп (24) – всего 132 версты.503877 original
Таким образом, Перекоп был местом обязательной ночевки каждого путешественника, следовавшего в Крым и возвращавшегося обратно. Следовательно, в Перекопе останавливались на ночлег друзья Пушкина, которых по разным причинам судьба заносила в Крым: К.Н. Батюшков, приезжавший в Крым лечиться от душевной болезни у знаменитого симферопольского врача Ф.К. Мильгаузена; А.С. Грибоедов, направлявшийся через Крым на Кавказ; В.А.Жуковский, посетивший Крым осенью]
1837 г. с тем, чтобы воздать должное памяти своего погибшего ученика.
Первая почтовая станция от Перекопа – Юшунь (Ушунь, Уйшунь) не сохранилась. На сегодняшней карте Крыма обозначено село Ишунь. Оно располагалось в километре к югу от той почтовой станции, через которую проезжал поэт.
Следующая станция – Дюрмень, в послевоенное время называлась Максимовка, впоследствии исчезла с карты Крыма.
Станция Айбар (ныне село Войково), остается крупной транспортной развязкой.
Станция Тре-Аблам (Треабланы, Трех-Абламы) исчезла после выселения крымских татар.
Наконец, станция Сарабуз сегодня носит название Гвардейское.
Сколько времени находился Пушкин в дороге?
В том же 1820 г., недели через две после отъезда поэта отправился в обратный путь из Симферополя Г.В. Гераков. Он свидетельствует, что, выехав 29 сентября (11 октября по н.ст‚) из губернского города в 11 часов утра, он прибыл в Перекоп в 8 часов вечера, остановившись на ночлег «в доме одной <...> купеческой женки».Двумя годами раньше Пушкина этот путь, только в обратном направлении, проделал адъютант Александра I А.И.Михайловский-Данилевский: «Я выехал в Симферополь часов в десять, – отмечал он.
–Сначала дорога идет степью; воздух: душный‚ и ничто не освежало его, нет ни реки, водою которой можно было прохладиться, ни дерева, чтобы отдохнуть под его тенью <...>. Часу в восьмом я приехал в Симферополь». Очевидно, и Пушкин провел в дороге почти весь день: выехал из Симферополя в 10 или 11 часов утра и прибыл в Перекоп около 8 часов вечера.
Г.В.Гераков оставил краткие замечания о дороге: «До Перекопа местоположение весьма недурно; есть селения; версты каменные и обошлись гораздо дешевле деревянных; мосты тоже каменные и хороши, дорога хороша, почтовые домы чисты и смотрители учтивы». Наутро он осмотрел Перекоп: «Рано походили по Перекопу, незавидному городку, где ничего не могли достать, даже молока, не токмо сливок. Холодно, а просто сказать, морозик, и это меня удивило; но степи зеленые».
Приблизительно в том же духе о Перекопе и дороге до Симферополя говорит
К. Монтандон, к сочинению которого «Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым» (1834 г.) из-за отсутствия русского перевода и редкости книги обращались крайне мало. Вот описание дороги Перекоп – Симферополь,
которую Пушкин проехал в обратном направлении: В четырех верстах от Перекопа находится поселок Армянский Базар, основное население которого составляют армяне, занимающиеся изготовлением повозок и экипажей и мелкой торговлей с теми, кто приезжает за солью. Пятнадцатью верстами далее, в стороне от дороги, видно Старое Озеро, а за ним Красное озеро. Соль, добываемая в этих озерах, начинает кристаллизоваться около середины июня, добыча осуществляется в июле и августе. Путешественники, оказавшиеся здесь в это время года, могут отклониться от маршрута, чтобы понаблюдать этот процесс, столь же редкий, сколь интересный.
После станции Юшунь дорога идет по дамбе, которая тянется по глубокой низменности, часто затопляемой водами Сиваша. В этом месте можно видеть разрушенный мост, претендующий на очень древнее происхождение. Незаметно, по мере движения вперед, уровень почвы поднимается. Изредка встречаются курганы, но весь путь однообразен до последней станции перед Симферополем, а там уже можно увидеть небольшие рощи и селения вдоль Салгира. Пейзаж становится более разнообразным и интересным по мере приближения к столице Тавриды.
Наконец, приведем свидетельства Ф.Ф. Вигеля, знакомого Пушкина по Петербургу и Кишиневу: «‹Ничто не может быт отвратительней дороги из Перекопа в Симферополь: безводна степь, на которой все произрастающее мрачного оливкового цвета; зимой в большую грязь по ней нет почти проезда… Летом же в сухое время, если лошади хороши, пространство сие обыкновенно пролетают – вот от чего в самом жалком стоянии находились станционные домики».
У поэта могла быть еще одна причина для беспокойства. В обратную дорогу он выехал один, без сопровождения влиятельного и титулованного генерала Н.Н. Раевского, одно имя которого защищало молодого поэта в пути. Теперь этой защиты не было. Он мог столкнуться с произволом чиновников.
О Перекопе К. Монтандон дает следующие сведение «Перекоп, называемый Ор-Капи (К. Монтандон ошибочно отождествляет Ор-Капи с Перекопом, на самом деле это крепость около Перекопа), – центр уезда с тем же названием входит в состав Таврической губернии. Это небольшое местечко, населенное, в основном, работниками солеварен и имеющие весьма унылый и очень грязный вид, известно своим целебным климатом. ЭТО ворота полуострова, которые минуют по мосту черех большой, глубокий канал без воды, тянущийся от Сиваша до Черного моря. Длина этого канала – 7 верст, ширина – 12 саженей».
Таков тон описаний всех путешественников, побывавших в уездном городке. В 1805 г. о Перекопе писал В. Измайлов: «Разрушенные стены, несколько домов, таможня, шесть или семь лавок, один батальон войска составляют Перекоп, который разделяет Россию с Тавридою <...>. Нельзя без удивления смотреть на пространный и глубокий ров, проведенный через Перекоп от Гнилого моря до Черного на семь верст длины <...>.
Через десять лет вот что писал о городе А.И. Михайловский-Данилевский: «Перекоп только по названию город, чему много примеров в России; в сущности же это не что иное, как деревня, в которой главные обыватели суть чиновники, служащие по соляной части <...>. Ров, выкопанный татарами от одного моря до другого, дает городу свое название; думать надобно, что ров сей в старину был мокрый <...>. В Перекопе ветхая, негодная крепость, которую намереваются возобновить».
А вот каким был Перекоп в начале 30-х гг., когда Крым посетил Б.А. Корф, брат лицейского товарища Пушкина: «Глазам моим представился форштадт, состоящий из небольшого числа мазанок и двух или трех казенных домов; положение его на степной равнине весьма скучно, и в нем нет не только реки, но даже ручейка, однако ж он достоин любопытства <…>. С правой стороны представляется Черное море, а с левой виден Сиваш, между ними находится перешеек, имеющий несколько верст длины. Проехав по всему перешейку, въезжаешь потом в город, в коем весьма небольшое количество домов, но который достоин, однако, примечания по своим замечательным соляным озерам. Проехав через город, видишь цепь высоких пирамидальных гор и
главнейшую по всему Крыму Палат-гору Чатырдаг».
Характерно, что тон описания Перекопа у Г.В. Геракова И К. Монтандона сходен. Видимо, впечатления Пушкина были аналогичными. Маловероятно, что поэт осматривал достопримечательности Перекопа: в дорогу он отправился, вновь мучимый обострившейся лихорадкой. Об этом свидетельствует Таврический губернатор А.Н. Баранов в письме братьям Тургеневым, замечая, что «Пушкин-поэт был у него с Раевским» и что он «отправил его в лихорадке в Бессарабию».
Кроме того, поэту надо было спешить. Впереди была долгая дорога через Одессу к новому месту службы в Кишинёв.
Дата 6 июня 2003 г. навсегда войдет в историю Перекопа – на его земле появился Памятный знак – это отметка на Крымской земле последнего дня пребывания гения мировой культуры Александра Сергеевича Пушкина. И появился он благодаря подвижнической деятельности известного ученого и общественного деятеля Владимира Павловича Казарина.
«В сентябре 1820г. на постоялом дворе бывшего уездного города Перекоп по дороге из Крыма в Кишинев останавливался А.С. Пушкин» – эта скромная надпись высечена на Памятном знаке напротив нынешнего с. Перекоп. Открыт 6 июня 2003г. в «Год России в Украине», в рамках Международного Пушкинского праздника поэзии в Крыму, приуроченного к 204 годовщине со дня рождения А.С. Пушкина.
Последнее место пребывания А.С. Пушкина в горном Крыму был Бахчисарай, где он заболел и уже больным уехал в Кишинев через Армянск и Перекоп. В Перекоп Александр Сергеевич прибыл вечером в сентябре 1820г. в интервале между 12и14 (24-26 по н.ст.). Он останавливался на постоялом дворе на отдых с ночлегом, где в настоящее время установлен Памятный знак. Утром А.С. Пушкин покинул Перекоп в интервале между 13 и 15 сентября (25-27 по н.ст.).
На Перекопской земле это уже второй по счету памятник великому поэту. Вот строки из газеты «Крым» (1899года. От 30 мая, № 133), статья «Пушкинские праздненства в Армянске 26 мая №: «…И наш, затерянный в Перекопских степях Армянск чтит память великого поэта. После литургии в православной церкви, городская управа собралась перед бюстом Пушкина, поставленным на городском бульваре, переименованном в Пушкинский…» Армянск первый в Крыму город, в котором был установлен памятник поэту на Крымской земле, но дальнейшая судьба памятника неизвестна.
В День города Армянска, 17 сентября 2022г. Фонд Патриотического воспитания и военно-шефской деятельности г. Челябинска (Председатель Попечительского совета Фонда, председатель Совета воинских частей И. В. Михайлов) подарил памятник (бюст) А. С. Пушкина городу. Памятник установлен на бульваре № 7, который сегодня носит имя А.С. Пушкина. (Это третий знак пребывания А.С. Пушкина на Перекопской земле).
Многочисленные исследователи Крыма, проезжавшие через Перекопский край, в своих путевых заметках отмечали, что предместье Армянский Базар больше походил на город, чем сам уездный город Перекоп. В книге «Путешествие по Тавриде в 1820 году» ее автор, известный в то время литератор и дипломат И.М. Муравьев-Апостол писал: «В трех верстах от Перекопа я проехал через Армянский Базар, селение в котором… торгуют всякой всячиной, больше овчинками или, как называют их, крымскими смушками. Это местечко, хотя не может равняться с малороссийским, однако же несравненно более похож на город, нежели сам Перекоп».
Директор Историко-краеведческого музея г. Армянска Л.А. Варшавская

Контактная информация

АДРЕС: 296012, Российская Федерация, Республика Крым, г. Армянск, м-н им.Генерала Васильева, 2

ТЕЛЕФОН: +7 (36567) 2-09-68

График работы музея

Понедельник-пятница / 08:00 - 17:00
Суббота / по заявкам
Воскресенье / выходной

Вход бесплатный