Школьные принадлежности прошлых лет. Эволюция предметов.
Пролетели три месяца беспечного отдыха и веселья, и снова начинается учебный год. Зайдите в любой канцелярский магазин – чего там только нет! Но вспомните, как обстояли дела со школьными принадлежностями в советские времена? Чем писали и рисовали наши родители или мы сами? На нашей выставке мы совершим ностальгическое путешествие по миру школьных принадлежностей, которые были у каждого ребенка в СССР.
Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика.
Но во все времена школьная атрибутика была разной. С годами она совершенствовалась и видоизменялась. А как это происходило, можно узнать на интерактивной выставке школьных принадлежностей прошлых лет в Историко-краеведческом музее города Армянска.
За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. На выставке представлены те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам.
Музейными ценностями на выставке являются: глобус 1964 года, тетради –обратные стороны которых всегда содержали полезную и увлекательную информацию 1950-х годов, пропись по чистописанию 1972 года, своеобразные дневники посещения, расписания уроков, школьная форма 1960-1980 годов, касса букв и слогов 1966 года, Букварь 1985 года, готовальни 1980 года, представлена эволюция ручек, учебники. А так же чернильницы-непроливайки, которые благодаря особой форме не протекали при опрокидывании. О назначении многих предметов современные школьники теперь даже не догадываются.
Школьная форма… О ней особый разговор. В 50-60-х годах коричневые платьица с фартуками, у которых были очень широкие лямки, практически закрывающие всю спину. Затем мода сделала свои поправки: у фартучков лямки стали уже, а фасон платьев стал очень разнообразным: юбка в складочку, прямая, со встречными складками, юбка-полусолнце… На любой вкус и фигуру! Но обязательно с кружевными воротничками и манжетами. Сколько выдумки, творчества прикладывали школьницы, чтобы сделать свой школьный наряд разнообразнее: сами шили гипюровые воротники с завязочками, манжеты крахмалили, стирали каждую неделю или меняли – пришивали новые. Экспериментировали с длиной платья и рукавов, когда к концу года «локти» начинали предательски проглядывать. Фартучки с кружевами и без, с рюшками, воланами…
Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen – сумка) были распространены еще с XVIII века.
В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.
Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. А сейчас его можно встретить, на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.
У советских школьников имелся широкий ассортимент линеек. С помощью тактической линейки с удовольствием чертили всевозможные фигуры, подчеркивали и рисовали фигурные скобки на уроках математики. Также логарифмические линейки в те годы использовались в школах. Они были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений. С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой. Для многих учеников все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно.
Карандаши «Полицвет», металлические линейки, транспортиры и знаменитые карандаши «Кохинор» – этими вещами пользовались советские школьники на уроках рисования, геометрии и других предметов. Карандаши «Кохинор» чешского производства ценились гораздо больше, чем отечественные, как, собственно, и все товары этого производителя, особенно ластики. Были и автоматические карандаши со сменными грифелями, но не тонкими, как сейчас, вполне обычными. Счеты и счетные палочки были очень популярны в советской школе. С их помощью юные ученики обучались счету, сложению и вычитанию. Счеты уже канули в Лету, а счетные палочки сейчас используются, как правило, только в дошкольных учреждениях и в очень редких случаях – в первом классе. Потом в советское время появились первые электронные калькуляторы, сначала они были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем.
В советские школьные годы не было принтеров и ксерокса. Разные копии делали с помощью копировальной бумаги. Точилки появились позже, точили карандаши лезвием или острым ножом. А с помощью точилок иногда надо было долго добиваться «правильного» грифеля, мог и карандаш закончиться.
Трафареты у советских школьников появились в 80-х годах. Они часто приходили на помощь для создания красивых титульных листов. Они были универсальные и простые в использовании, поэтому трафарет выручал очень долго.
Почему выставка интерактивная? На ней любой желающий сможет проверить свои навыки письма при помощи пера и чернил, а так же воспользоваться счетами и логарифмической линейкой.
Все эти вещи надолго останутся в нашей памяти и будут напоминать о советском периоде в истории нашей страны.