«Мухина и Крым»
Сегодня 135 лет со дня рождения русского скульптора В.И. Мухиной.
В этот день, 1 июля 1889 года, в Риге родилась выдающийся скульптор ХХ века Вера Игнатьевна Мухина. В Латвии прожила недолго: в 1892‑м, когда девочке было чуть больше двух лет, отец увёз её с сестрой с берегов холодного Балтийского моря к тёплому Чёрному. Он опасался за здоровье дочерей – мать девочек умерла от туберкулёза.
В Крыму Мухины поселились в Феодосии. На месте дома, где они жили, сейчас стоит многоэтажка, но в её первый этаж встроен фасад мухинского дома (его удалось сохранить, хотя по плану реконструкции в 1980‑м весь дом подлежал сносу). Здесь расположен музей Веры Игнатьевны Мухиной – он открылся в 1991 году.
Воспоминания детства Веры Мухиной неразрывно связаны с Крымом. Она росла романтичной и послушной: примерно училась в гимназии, не доставляла лишних хлопот отцу и гувернантке-француженке. Каждое лето семья выезжала за границу. На ребёнка производили огромное впечатление замки Баварии и курорты Тироля, дворцы Лувра и картинные галереи Флоренции.
В 1903 году после смерти отца Веру с сестрой забрали к себе родственники, жившие в Курске. Девушка была типичной гимназисткой той поры. Она хорошо училась, понемногу рисовала, пела, музицировала, немалое её внимание занимали танцы и наряды, в ней всегда была могучая творческая энергия и художественный талант, что впоследствии принесли ей всемирную славу.
В детстве с маленькой Верой случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу – здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», – сказала Мухина, впервые сняв бинты.
Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя – известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.
В Москву вернулась летом 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны.
Решив, что во время войны искусство может подождать оканчивает курсы медсестёр, и поступает на работу в один из московских военных госпиталей. Именно там произошло её знакомство с военным врачом Алексеем Замковым, который сначала находился в госпитале на лечении, а затем был оставлен для дальнейшего прохождения службы в качестве хирурга. Поженились молодые люди уже после Великой Октябрьской революции в 1918 году.
Начало творческого пути Мухиной настало сразу после революции, когда был разработан «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.
Наряду с маститыми мастерами, такими, как Андреев, Коненков, Меркуров в программу активно включались и молодые скульпторы, в числе которых была и Вера Мухина. Она принимает участие в конкурсах на создание скульптурных композиций «Освобождённый труд» «Революция», «Пламя революции» и других. Постепенно она входит в число ведущих мастеров нового советского искусства. Кроме скульптуры она занималась оформительством, промышленным дизайном и даже создавала коллекции модной одежды. Легенда приписывает ей создание легендарного граненого стакана. Не знаем насколько это соответствует действительности, но то что она занималась разработкой дизайна стеклянной посуды это факт.
Но все же главным делом своей жизни Вера Игнатьевна считает скульптуру. В 1927 году её работа «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октябрьской революции и была куплена Художественной галереей итальянского города Триеста. После Второй мировой войны, работа перешла в собственность музея Ватикана в Риме и сегодня хранится рядом с шедеврами Микеланджело.
Карьера Мухиной-скульптора началась с участия в «Ленинском плане монументальной пропаганды» – после Октябрьской революции молодых специалистов привлекали к созданию серии городских памятников.
Вера Мухина – одна из немногих женщин, получивших признание не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Эта выдающаяся женщина успела за время своей творческой карьеры получить пять Сталинских премий.
Самой известной скульптурой стал - монумент "Рабочий и колхозница" был создан Верой Игнатьевной в 1937 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. "Главные герои" скульптуры – юноша и девушка, которые олицетворяют рабочий класс и крестьянское пространство. Молодые и сильные, они вздымают ввысь эмблему Страны Советов – серп и молот. После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 40-х она стала эмблемой киностудии "Мосфильм", а в 2003 году монумент разобрали на 40 частей и отправили на реставрацию, которая продлилась 6 лет.
Скульптура «Рабочий и колхозница» стала символом советской эпохи.
Вера Игнатьевна является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Ее работы и по сей день украшают известные площади, улицы и парки.
Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура "Хлеб", исполненная в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году. Мечтой Мухиной, которую реализовали после ее смерти, стали так же скульптуры "Земля" и "Море". Они были установлены на Центральном стадионе имени Ленина, в современных "Лужниках", в 1957 году.
Памятник писателю Максиму Горькому завершен в 1951 году Верой Игнатьевной. Сам памятник разработан скульптором Иваном Шадр, он взял с Мухиной обещание закончить скульптуру по его проекту. Он скончался в 1941 году, а Вера Игнатьевна добросовестно исполнила его просьбу. Памятник был установлен на площади Белорусского вокзала.
Памятник молодому Максиму Горькому красуется в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького на Поварской улице. Он был открыт через три года после смерти Веры Мухиной, 11 января 1956 года. В 1952 году Вера Мухина начала работу над статуей «Мир». Это женщина, которая в одной руке держит земной шар со взлетающим голубем, а другой придерживает сноп пшеницы – символ плодородия и благополучия.
Скульптура "Наука" Веры Мухиной хорошо известна всем учащимся МГУ имени М. В. Ломоносова, а также другим представителям студенчества. Она украшает фасад главного здания университета.
Памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому был открыт уже после смерти Веры Игнатьевны. Он установлен в 1954 году у здания Московской консерватории на Большой Никитской улице. А так же многие другие.
Научный сотрудник МБУ «ИКМ» В.В Ермоленко.